Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.М., Варнавского В.М.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Акелькина А. М. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
по апелляционной жалобе третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 15 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., пояснения прокурора Беспаловой М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Акелькина А.М. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Акелькину А.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги "отопление" в размере 50% в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, исходя из социальной нормы жилья; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате истцу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги "отопление" в соответствии с представленным расчетом за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате истцу разницу денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги "отопление", определенную в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: "адрес", общей площадью *** кв.м и в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" Акелькину А.М. как реабилитированному лицу и проживающим совместно с ним членам семьи предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. С учетом двух льготополучателей, расчет компенсации Акелькину А.М. должен производиться исходя из площади *** кв.м. Из выписок из лицевого счета, представленных Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску, усматривается, что начисление льготы и расчет денежной компенсации истцу до ДД.ММ.ГГ производились в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения *** кв.м., из расчета *** кв.м. Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора о перерасчете Акелькину А.М. денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены за истекший период без ограничения срока.
В ходе рассмотрения дела прокурор поддержала заявленные требования.
Ответчик Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению препятствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в письменных отзывах считали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Акелькина А.М. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Акелькину А.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из стандартов нормативной площади жилья.
На МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность произвести перерасчет Акелькину А.М., проживающему по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - *** кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Акелькину А.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность произвести Акелькину А.М. выплату разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ссылается на то, что прокурором в нарушение ст. 56 ГПК РФ к иску не приложен расчет недополученной истцом компенсации для подтверждения факта нарушения прав льготополучателя. Только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованы требования, наличие задолженности и ее размер. Заявленное Главалтайсоцзащитой ходатайство о предоставлении данного расчета необоснованно оставлено судом без внимания. При этом автор жалобы ссылается на наличие судебной практики в части истребования сумм недополученной компенсации по коммунальной услуге. Кроме того, возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет возможность арифметической ошибки, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просил апелляционную жалобу Главалтайсоцзащиты оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы и возражений, выслушав пояснения прокурора, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (по тексту - Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
При этом взаимодействие между органом социальной защиты населения и организацией-поставщиком услуг осуществляется следующим образом: орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации-поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации-поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке, по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о выполнении (невыполнении) соглашения по погашению задолженности при ее наличии (пункты 28,29 Правил).
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. Следовательно, вывод суда о незаконности действий ответчиков в этой части является правильным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Акелькин А.М. является реабилитированным лицом, он проживает в квартире по адресу: "адрес", общей площадью *** кв.м., которая принадлежит на праве собственности его супруге А.Л.К., последняя проживает совместно с истцом и также является льготополучателем ( "данные изъяты").
Таким образом, расчет эквивалента предоставленной истцу меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги "отопление", сумма льготы 50% должен был производиться исходя из фактической площади жилья *** кв.м., в том числе для Акелькина А.М.- *** кв.м. ( "данные изъяты").
Согласно представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки из лицевого счета следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась Акелькину А.М. в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты за отопление, исходя из площади в *** кв.м.
Согласно расчету эквивалента меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги "отопление", представленного МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", сумма льготы 50% исходя из площади жилья *** кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГ составит "данные изъяты" руб., фактически выплачено "данные изъяты" руб. (л.д.7).
Таким образом, установив при разрешении дела, что Акелькин А.М. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги "отопление" должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в *** кв.м. ( ***), суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица Главалтайсоцзащиты о том, что истцом не определен размер недополученной компенсации, не представлен в суд соответствующий расчет, не может являться основанием к отмене судебного решения, поскольку требований о взыскании суммы истцом не заявлено. Прерогатива в определении существа исковых требований принадлежит истцу (ч.2 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка третьего лица на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Наличие у истца нарушенного права было установлено в ходе рассмотрения дела. Тот факт, что истцу компенсация выплачивалась не в полном размере, следует из самого принципа расчета этой компенсации, размер которой в противоречии с законом ограничивался применением социальной нормы площади жилого помещения, занимаемого истцом.
Утверждение в жалобе о возможности нарушения прав истца либо прав государственного органа в случае неверного расчета суммы компенсации носит предположительный характер, поэтому также не может повлечь отмену оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы третьего лица по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.