Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Новоселовой Е.Г., Соболевой С.Л.,
при секретаре Шадриной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2014 года по иску Аванского А. Г. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании отказов в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконными и обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Аванский А.Г. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в период прохождения военной службы принимал непосредственное участие в боевых действиях в "адрес". ДД.ММ.ГГ во время ведения боевых действий получил огнестрельное осколочное ранение "данные изъяты" и "данные изъяты", в связи с чем, проходил лечение в воинской части N ***.
С ДД.ММ.ГГ проходил службу в органах внутренних дел.
ДД.ММ.ГГ он был уволен из органов внутренних дел по п. "з" ст.19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья).
ДД.ММ.ГГ на основании заключения МСЭ он был признан инвалидом "данные изъяты" по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы, с ДД.ММ.ГГ причина инвалидности изменена на военную травму пожизненно.
В ДД.ММ.ГГ и в ДД.ММ.ГГ истец обращался с заявлениями в отдел пенсионного обеспечения ЦФО ГУ МВД России по АК об установлении ему льготной выплаты в соответствии с п.13 ст.3 ФЗ от 07.11.2011 г. N 306 - ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", так как пенсию как инвалиду "данные изъяты" ему выплачивает МВД России, в чем ему было отказано по причине отсутствия права на данную выплату.
Не согласившись с такими отказами, истец обратился в суд с требованиями признать отказы ГУ МВД России по АК от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ в назначении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306 -ФЗ от 07.11.2011года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", незаконными и обязать ГУ МВД России по АК назначить ему указанную ежемесячную денежную компенсацию со дня возникновения права - ДД.ММ.ГГ, взыскать с ГУ МВД России по АК в его пользу в счет возмещения судебных расходов "данные изъяты".
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что Пенсионным Фондом Российской Федерации ему выплачивается ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, ставшему инвалидом.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю возражал против заявленного иска, указав, что по указанному истцом Закону сотрудники полиции не обладают правом на получение ежемесячной денежной компенсации.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Признаны отказы ГУ МВД России по АК от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ в назначении Аванскому А. Г. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306 -ФЗ от 07.11.2011года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", незаконными.
На ГУ МВД России по АК возложена обязанность назначить Аванскому А. Г. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", со дня возникновения права - ДД.ММ.ГГ.
Взыскано с ГУ МВД России по АК в пользу Аванского А. Г. в счет возмещения судебных расходов "данные изъяты".
С решением суда не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по АК просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что правом на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной п.13 ст.3 ФЗ-306, имеют только военнослужащие, которым инвалидность установлена вследствие военной травмы. В системе МВД России только сотрудники внутренних войск относятся к категории военнослужащих, поэтому сотрудники полиции, имеющие инвалидность вследствие военной травмы, не обладают правом на получение такой компенсации.
Кроме того, судом не было учтено, что в силу п.15 ст.3 указанного Закона при наличии оснований для получения компенсаций по разным Федеральным законам и нормативным правовым актам выплата производится только по одному основанию. Так как Аванскому А.Г. уже назначена и выплачивается Пенсионным органом ежемесячная денежная компенсация, постольку получение указанной истцом компенсации является незаконным.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на жалобе настаивал в полном объеме.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав явившихя лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Аванский А.Г. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил военную службу, принимал непосредственное участие в боевых действиях в "адрес". Как следует из архивной справки *** от ДД.ММ.ГГ истец ДД.ММ.ГГ во время ведения боевых действий получил огнестрельное осколочное ранение "данные изъяты" и "данные изъяты", в связи с чем проходил лечение в воинской части N ***.
С ДД.ММ.ГГ истец проходил службу в органах внутренних дел, ДД.ММ.ГГ был уволен из органов внутренних дел по п. "з" ст.19 Закона Российской Федерации "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья).
ДД.ММ.ГГ на основании заключения МСЭ он был признан инвалидом "данные изъяты" по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы. С ДД.ММ.ГГ истец состоит на пенсионном обеспечении ГУ МВД России по Алтайскому краю, получает пенсию по инвалидности.
Заключением МСЭ с ДД.ММ.ГГ в связи с предоставлением справки Архива военно-медицинских документов *** от ДД.ММ.ГГ причина инвалидности изменена на военную травму пожизненно, в связи с чем размер пенсии ответчиком был увеличен.
Истец как ветеран боевых действий в соответствии со ст.23.1 Федерального закона "О ветеранах" с 01.01.2005 года является получателем ежемесячной компенсации.
При обращении истца за назначением ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п.13 ст.3 Федерального закона N 306 -ФЗ от 07.11.2011года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ответчиком истцу было отказано со ссылкой на то, что истец был уволен не с военной службы, а со службы в органах внутренних дел, вследствие чего действие Закона на него не распространяется.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1).
Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы (п. 2).
Федеральный закон от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступивший в силу с 01 января 2012 года, устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Так, частью 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 2800 рублей - инвалиду "данные изъяты".
Постановлениями Правительства РФ от 12.04.2013 г. N 333, от 17.06.2014 года N 554, от 30.12.2014 года N 1609 с 01 января 2013, с 1 января 2014 года, с 1 января 2015 года года осуществлена индексация указанной компенсации с применением соответствующих коэффициентов.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" определен порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации", и Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации".
Подпунктом "а" пункта 2 вышеназванных Правил установлено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил).
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее (п. 10 Правил).
Оценка приведенных норм права означает, что военнослужащие и лица, уволенные с военной службы, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, к которым сотрудники полиции не относятся, имеют право на выплату ежемесячной денежной компенсации.
Материалами дела подтверждено, что истец является инвалидом вследствие военной травмы ? ранения, полученного в период службы в Вооруженных Силах СССР, а не в период прохождения службы в органах внутренних дел, поэтому имеет право на получение указанной ежемесячной компенсации не как бывший сотрудник внутренних дел, а как бывший военнослужащий, поэтому отказ ответчика в выплате указанной компенсации является незаконными.
Поскольку истцу пенсия по инвалидности в связи с получением заболевания, полученного в период прохождения службы, с ДД.ММ.ГГ была назначена ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю, в 2011 году увеличена в связи с изменением причины инвалидности, постольку истец как получатель пенсии в Министерстве внутренних дел РФ вправе претендовать на выплату ответчиком указанной компенсации, в связи с чем доводы жалобы об обратном судебной коллегией не принимаются ввиду неправильного применения норм материального права.
Также не может судебная коллегия согласиться с жалобой ответчика о том, что при удовлетворении иска истец становится обладателем одной компенсации по разным Федеральным законам.
В соответствии со ст.23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Аванскому А.Г. Управлением ПФР с 01.01.2005 г. установлена ежемесячная денежная выплата, как ветерану боевых действий, ставшему инвалидом.
Проанализировав положения указанной нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, что статья 23.1 Федерального закона "О ветеранах" была введена в действие Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и является денежным восполнением потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.
Ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", выплачивается в возмещение вреда, причиненного здоровью, т.е. является публично-правовым механизмом возмещения вреда, имеет иную правовую природу и иные основания выплаты, чем денежная выплата инвалидам войны, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", которая является самостоятельной мерой социальной защиты инвалидов войны, при этом законодателем по своей природе не отнесена ни к числу пособий, ни к числу компенсаций.
Таким образом, ввиду различной природы данных выплат двойное возмещение, на что ссылается заявитель в жалобе, не происходит, на что правильно указал суд первой инстанции.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2014 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.