Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Алексеенко О.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ибрагимовой Л.А. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ибрагимовой Л.А., Ибрагимова У.А. к Администрации муниципального района адрес РБ, администрации сельского поселения Альмухаметовский сельсовет MP Абзелиловскийрайон РБ, Министерству труда и социальной защиты РБ, Главному управлению МЧС России по РБ об устранении нарушенных прав, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании за ними права на получение единовременной материальной помощи из федерального и республиканского бюджета как пострадавших от чрезвычайной ситуации отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимов У.А., Ибрагимова Л.А. обратились в суд с иском к администрации МР адрес Республики Башкортостан, администрации СП Альмухаметовский с/с МР адрес Республики Башкортостан, в котором с последующими уточнениями, просили обязать ответчиков устранить нарушенные права, признав их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, имеющими право на получение единовременной материальной помощи из республиканского и федерального бюджета, как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обязать включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указано, что с дата по дата в адрес Республики Башкортостан произошла чрезвычайная ситуация, в результате сильных и длительных дождевых осадков случился "дождевой паводок". Постановлением главы администрации адрес было объявлено положением чрезвычайной ситуации и определены зоны бедствия. В результате вышеуказанного дождевого паводка имуществу истцов был причинен значительный ущерб.
дата истцы обратились к главе администрации СП Альмухаметовский сельсовет MP адрес Республики Башкортостан о рассмотрении их заявления в связи с причинением ущерба вследствие наводнения и возместить ущерб. В период с дата по дата комиссия по обследованию к ним не приходила, ничего не проверяла, несмотря на то, что они написали заявление о причиненном ущербе в связи с наводнением.
Несмотря на то, что в результате проливных дождей пострадал их жилой дом, администрация СП Альмухаметовский сельский совет MP адрес Республики Башкортостан отказалась принимать заявление на оказание единовременной материальной помощи, как из республиканского, так и из федерального бюджета. Свой отказ они мотивировали тем, что жилой дом не включен в зону чрезвычайной ситуации и не пострадал. С указанным решением истцы не согласны, так как считают, что их жилой дом также вошел в зону подтопления, так как в результате наводнения вода заполнила полностью двор их дома, они потеряли свой урожай, вода также заполнила подпол дома.
В связи с тем, что большинство жителей живущих на этой улицы также получили единовременную материальную помощь, как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, истцы полагают, что также имеют право на получение единовременной материальной помощи, как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит Ибрагимова Л.А. ввиду незаконности и необоснованности, указывая, что акты обследования поврежденного имущества, подтверждают обоснованность требований. Кроме того, их соседи получили компенсацию, в связи с чем полагают, что их требования также подлежат удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Ибрагимовой Л.А. - Хайруллина С.Г., представителя главы администрации СП Альмухаметовский с/с МР адрес РБ - Давлетбаева А.Р., представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ - Фаизова Т.А., представителя Главного управления МЧС России по РБ - Докшину Е.П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона от дата N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также ст. 18 Закона Республики Башкортостан от дата "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от дата "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "г" п. 9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата N 118 утверждено Положение о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд). Резервный фонд образуется для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на территории Республики Башкортостан.
Подпункты 6, 8 п. 4.1 Положения предусматривают, что средства резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью); (в ред. Постановления Правительства РБ от дата N 42), оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета: за частично утраченное имущество - 25 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в августе 2013 года в результате комплекса неблагоприятных погодных явлений (выпадение ливневых осадков) на территории адрес Республики Башкортостан сложилась ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с подтоплением жилых домов, приусадебных участков, размывом и разрушением дорог адрес, материальный ущерб составил более 5 млн. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата N 1431-р в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года, в том числе на территории Республики Башкортостан ливневых дождей, сопровождавшихся паводками предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате ЧС имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 750.
Данным распоряжением Правительство РФ обязало Правительство Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации представить в МЧС России:
а) сводные данные о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи;
б) сводные данные о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества;
в) список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Вышеназванным распоряжением Правительства Российской Федерации Правительству Республики Башкортостан выделено из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования в размере до ... руб., в том числе до ... руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи, до ... руб. на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества, до ... руб. на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.
Пунктом 4 данного распоряжения постановлено Минфину России перечислить бюджетные ассигнования, указанные в п. 3 настоящего распоряжения, соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации на основании представленных МЧС России в Минфин России списков, предусмотренных пунктом 2 настоящего распоряжения.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации MP адрес от дата N 2540 утвержден состав комиссии муниципального района адрес РБ по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате ЧС (л.д. ... ).
Постановлением главы администрации МР адрес РБ N 2543 от дата определены границы зоны ЧС на территории адрес РБ. Межведомственной комиссии по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате ЧС поручено включить в список пострадавших в результате ЧС всех граждан, зарегистрированных и постоянно проживающих в жилых помещениях, находящихся в границах зоны ЧС (л.д. ... ).
Согласно приложению N ... к постановлению главы администрации MP адрес от дата N ... жилой дом, расположенный по адресу: РБ, адрес, не вошел в зону ЧС, в том числе по постановлению от дата N ... о внесении дополнений в постановление об установлении зоны ЧС.
Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции исходил из того, что истцы не предоставили суду достаточно достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, обосновывающих их требование в части признания права на получение финансовой помощи.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: адрес являются Ибрагимов А.Ф. и Ибрагимова А.А. на праве общей совместной собственности (л.д ... ).
Таким образом, истцы не являются собственниками жилого дома и земельного участка, в связи с чем не вправе требовать от своего имени возмещения причиненного указанному имуществу ущерба.
Доказательств о причинении ущерба иному имуществу, принадлежащему истцам, суду не представлено.
Указание подателя жалобы о повреждении имущества, принадлежащего истцам, является несостоятельным, так как доказательств утраты или повреждения принадлежащего истцам имущества ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Довод жалобы о том, что суд не дал соответствующей оценки показаниям свидетеля ФИО11, является также несостоятельным, поскольку допрос свидетеля ФИО12 судом не производился.
Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана оценка, сомневаться в правильности которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
При таких данных судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено соответствующее требованиям материального и процессуального закона решение. Поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Алексеенко О.В.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.