Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Гареевой Д.Р.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Уфы в интересах Гребневой ФИО9 к Администрации городского округа г. Уфа об обязании предоставить специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет - УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Гребневой ФИО10 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы, в интересах Гребневой И.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа об обязании предоставить специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района по обращению Гребневой И.А. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Гребнева И.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Истец с дата состоит на регистрационном учете для предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в Октябрьском районе г.Уфы Республики Башкортостан.
В соответствии со справкой, предоставленной ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Гребнева И.А. собственником объектом недвижимости не является. В соответствие с уведомлением из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с имуществом Гребневой И.А. отсутствуют.
В настоящее время Гребнева И.А. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечена и на полном государственном обеспечении не состоит. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства истцу жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений не предоставлено, тем самым нарушены жилищные права истца, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В последующем прокурор района уточнил иск в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ и привлек в качестве третьих лиц Министерство финансов Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, просил обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить Гребневой И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель Министра финансов РБ Байбулатов И.З. просит решение суда отменить, как незаконное, принятое при неправильном определении обстоятельств дела. В жалобе указано, что судом не принято во внимание, что при применении федерального законодательства, определяющих содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо достоверно установить основания возникновения указанными лицами права получения жилых помещений. В материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения Гребневой И.А. и сроках окончания обучения. В случае обучения истца в настоящий момент, в образовательном учреждении, правовых оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав Гребневу И.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд, пришел к выводу о том, что Гребнева И.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, право на обеспечение жилым помещением не реализовала, а потому должна быть обеспечена жильем в установленном законом порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит органе местного самоуправления, в данном случае на Администрации городского округа г.Уфа РБ.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Гребнева И.А. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, указанный статус не оспаривался сторонами при рассмотрении дела.
Согласно справки ... N ... от дата Гребнева И.А. имеет ... группу инвалидности, инвалид ...
Из выписки распоряжения главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ N ... от дата следует, что Гребнева И.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с датой подачи заявления дата
Согласно представленных в материалы дела справок Гребнева И.А. собственником объектов недвижимости, в том числе жилого помещения не является.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 4 и 6 ст. 8 Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончаний службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям местного самоуправления - Администрации городского округа г.Уфа.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению Гребневой И.А. специализированного жилого помещения на Администрацию городского округа г.Уфа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жильем в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.
Нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о месте обучения Гребневой И.А. и сроках окончания обучения, в случае обучения истца в настоящий момент, в образовательном учреждении, правовых оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не имеется, поскольку право истца на предоставление жилого помещения возникло по достижении им возраста 18 лет.
Довод апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан о нарушении судом первой инстанции норм материального права, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства. Вопреки доводам апелляционной жалобы изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными. В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Д.Р. Гареева
Г.Я. Турумтаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.