Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Жернового Е.И.
судей - Шомахова Р.Х. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - Байсиеве Т.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асатурова А.В. к Министерству финансов Кабардино- Балкарской Республики и Министерству образования и науки КБР о взыскании задолженности за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг с учетом индексации
по апелляционной жалобе Асатурова А.В. на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя ответчика Министерства Финансов КБР - Хамизову Т.О., представителя 3-го лица Департамента образования Администрации г.о. Нальчика - Суншеву Д.Р. возражавших против удовлетворения иска и доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Асатуров А.В. обратилась в Нальчикский городской суд КБР с указанным иском, мотивируя его тем, что Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел статус сироты (оставшегося без попечения). Со ссылкой на положения Постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указал, что государство гарантировало ему надлежащее обеспечение в виде материальной компенсации затрат на питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов, на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника. Расходы на реализацию этих мер производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и т.д., в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года. Проведя анализ между денежными средствами, которые были выплачены опекуну на его содержание в период нахождения под опекой, и денежными средствами, которые должны были быть выплачены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409, исходя из потребительских цен на товары в спорный период (общая стоимость содержания), он обнаружила существенную недоплату (задолженность). Итоговая задолженность с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) составила - "данные изъяты" рублей. Истец просит суд взыскать в его пользу с Министерства финансов КБР за счет его казны задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, с учетом индексации в указанном размере.
Истец Асатуров А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки. К исковому заявлению им представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца Асатурова А.В.
Представители истца Асатурова А.В.- Мишин А.С. и Гусев Е.А., действующие по доверенности, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Нальчикского нотариального округа Целоусовой А.А. сроком действия на три года, в судебное заседание не явились. В письменном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Оно представлено в суд в копии, без собственноручной подписи заявителей.
Представитель ответчика- Министерства Финансов КБР - Хамизова Т.О. иск не признала, поддержала доводы письменного возражения на исковое заявление Асатурова А.В., представленного в настоящее судебное заседание.
Представитель соответчика - Министерства образования и науки КБР и представитель третьего лица - Администрации г.о. Нальчика КБР в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела без их участия. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица- Департамента образования Администрации г.о. Нальчика - Суншева Д.Р. считая иск необоснованным, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
В удовлетворении исковых требований Асатурова А.В. к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерству образования и науки КБР о взыскании задолженности за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг с учетом индексации отказать за необоснованностью.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, Асатуров А.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и принять по делу новое решение о взыскании с Министерства финансов Кабардино-Балкарской республики за счет его казны сумму задолженности за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей в пользу Асатурова А.В..
В жалобе Асатуров А.В. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным в силу недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушения и неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
Суд на стр. 4 решения указал дословно следующее: "Как показала суду свидетель Курманова Р.К., главный специалист Департамента образования, ведомости на выплату детям-сиротам, хранятся 5 лет, а лицевые счета-75 лет. Попечителю Асатурова А.В.- Асатурову С.В. выплачивалось пособие, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Она была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановлению Главы администрации N от ДД.ММ.ГГГГ. Выходить за рамки этого периода они не имели права. Сохранился лицевой счет по выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по 2001 год. Этой категории детей выплачивались фиксированные суммы выплат, которые устанавливались Министерством образования КБР на каждый год, без разделения этих сумм по конкретным выплатам. Следовательно, установить разницу между выплаченными истцу суммами и якобы ему недоплаченными, невозможно так как таких данных у них нет.
Оценив показания свидетеля в соответствии с правилами оценки доказательств, согласно ст. 67 ГПК РФ, суд признал их достоверными.
Установить разницу между выплаченными и недоплаченными истцу суммами возможно, поскольку истцом в качестве доказательства исковых требований были представлены подробные математические расчеты образовавшейся задолженности, составленные по методике, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N409, и основанные на официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике (также имеющиеся в материалах дела). Как видно из решения суда, данные расчеты в ходе разбирательства не исследовались, что согласно вышеупомянутых нормативных актов, нарушает принцип равноправия сторон, гарантированный ч.1 ст. 12 ГПК РФ.
Также недоказанным является факт того, что сообщенные свидетелем сведения
могли быть ей известны в силу занимаемой должности, поскольку у суда не имелось
данных о том, что свидетель являлась работником Департамента образования в спорный
период. С момента образования задолженности прошло уже почти 14 лет, поэтому для признания показаний свидетеля в качестве даже косвенного доказательства, необходимо документальное подтверждение факта работы Курмановой Р.К. специалистом Департамента образования в период 2001-2003 гг. Однако подтверждения данного факта в материалах дела не имеется, что позволяет говорить о недостоверности показаний свидетеля.
В своей жалобе истец ссылается на то, что суд, по представленным истцом Асатуровым А.В. доказательствам, считает недоказанным факт выплаты ему опекунских пособий в период с 2001 года по 2003 год в меньшем размере, а потому иск не подлежащим удовлетворению.
В опровержение данной позиции суда, истец указывает, что доказательством факта наличия задолженности являются подробные математические расчеты, составленные по методике, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409, и основанные на официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике. В случае, если суд признавал юридическую достоверность лицевых счетов, которые были представлены Департаментом образования, и которые якобы подтверждали некоторые выплаты, необходимо было сопоставить эти данные с расчетами истца, и, если выплаченные суммы были меньше расчетов истца, вычесть их (суммы лицевых счетов) из суммы исковых требований, т.е. удовлетворить иск частично в связи с несоответствием размера выплаченного опекунского пособия фактическим ценам, установленным в регионе в спорный период.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с последующими изменениями) установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Пунктом 3 статьи 16 данного Федерального закона N 124-ФЗ установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации N 199 от 19 августа 1999 г., зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 г. (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки от 20.02.2008 N 63) выплата денежных средств была возложена на местные органы опеки и попечительства, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, а в соответствии с п. 5 Положения, она осуществлялась на основании постановления, распоряжения местного органа опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г., расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производились за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Министерство финансов КБР в частности осуществляет:
открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
формирование и ведение перечня главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
представление в установленном порядке в судебных органах прав и законных интересов Кабардино-Балкарской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Кабардино-Балкарской Республики;
осуществление функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (п.4.3).
Указанное подтверждается положением о Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики, утвержденном Постановление Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 367-ПП (ред. от 22.04.2014).
Иск Асатурова А.В. предъявлен к Министерству финансов Кабардино- Балкарской Республики за счет его казны.
По настоящему делу Министерство финансов КБР как орган государственной власти, отвечающий признакам главного распорядителя бюджетных средств, обладает надлежащими бюджетными полномочиями и несет субсидиарную ответственность по обязательствам Кабардино-Балкарской Республики за счет казны субъекта Российской Федерации.
В данном случае Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Кабардино-Балкарской Республики, поскольку своей казны Министерство не имеет.
Следовательно, иск по заявленным требованиям к Минфину КБР не может быть удовлетворен.
Суд по своей инициативе привлек в качестве соответчика Министерство образования и науки КБР.
Положение о Министерстве образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ранее утверждалось постановлением КМ (Правительства) КБР от ДД.ММ.ГГГГ N постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N
Однако указанными постановлениями Правительства КБР Министерство образования и науки КБР не наделялось полномочиями главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных для реализации полномочий по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей.
И только на основании п. 4.7 Положения о Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ПП, на Министерство возложена реализация государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.4.76 Положения Министерство осуществляет функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий.
Следовательно, на момент возникновения у опекуна Асатурова С.В. права на получение выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, на находящегося у него под опекой Асатурова А.В.- ДД.ММ.ГГГГ г., и на момент прекращения этого права - ДД.ММ.ГГГГ г., у Министерства образования и науки КБР обязанности перед истцом по выплатам не имелось. Поскольку Министерство образования и науки КБР не наделено полномочиями по выплате долгов бюджета субъекта РФ - Кабардино-Балкарской Республики, оно не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.
Копии документов, подтверждающих осуществление выплат, инициаторами иска не представлено.
Отсутствие указанных документов подтверждает состоятельность возражений стороны ответчиков о необоснованности заявленных сумм.
Постанавливая решение об отказе в удовлетворении иска, суд посчитал недоказанными наличие и размер задолженности, связанной с не получением гарантированной государством социальной помощи.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Асатурова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И. Жерновой
Судьи: Р.Х. Шомахов
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.