Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Плотниковой М.В., Крейса В.Р.,
при секретаре Третьяк А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 17 февраля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 06 ноября 2014 года, которым в удовлетворении заявления Общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плотниковой М.В., объяснения представителей Общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области - Синица Т.А., Козловой М.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общественная организация Федерации профсоюзов Новосибирской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа в государственной регистрации, указав, что уведомлением от 17 июля 2014 г. N54/05-9964 Общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области (далее - Федерация) отказано в государственной регистрации внесения изменений в сведения о некоммерческой организации с внесением их в учредительные документы.
Как следует из уведомления регистрирующего органа, представленный на государственную регистрацию Устав не соответствует требованиям части первой ст. 20 и ст. 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" поскольку содержит иное название Федерации, что является нарушением закона в силу отсутствия принятого в установленном Уставом порядке Конференцией решения о смене названия.
Однако решение о смене названия было принято и оформлено Постановлением VI (внеочередной) Конференции общественной организации Федерация профсоюзов Новосибирской области от 17 июня 2014 г. N6-1. Данное решение было представлено на государственную регистрацию, однако специалистом принято не было.
При осуществлении государственной регистрации регистрирующим органом также неправильно определен статус Федерации, и, как следствие, требование к её Уставу.
Федерация является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), в силу чего обязана выполнять Устав ФНПР. Цели и задачи Федерации полностью соответствуют целям и задачам ФНПР, что было установлено регистрирующим органом при осуществлении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.
В то же время, делая вывод о несоответствии отдельных положений Устава Федерации Уставу ФНПР, регистрирующий орган требует соответствия не только целей и задач, но и определения своей организационной структуры, выбора своих представителей, организации своей деятельности по тем правилам, которые закреплены в главе 5 Устава ФНПР, регулирующей правовое положение структурного подразделения ФНПР, а не членской организации.
Решение о ликвидации в качестве самостоятельного юридического лица и вступлении в ФНПР в качестве его структурного подразделения Федерация не принимала.
При отсутствии у регистрирующего органа протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания структурного подразделения, подтверждающих факт вступления в ФНПР на правах структурного подразделения, требование об определении структуры Федерации в порядке, предусмотренном главой 5 Устава ФНПР, неправомерно.
Следовательно, Федерация как самостоятельное общественное объединение также, как и ФНПР, свободна в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, что также следует из ст. 7 Закона о профсоюзах.
В связи с чем заявитель просил признать незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области в государственной регистрации внесения изменений в сведения об общественной организации Федерация профсоюзов Новосибирской области, оформленный уведомлением об отказе от 17 июля 2014 г. N54/05-9964; обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации Новосибирской области зарегистрировать внесение изменений в сведения об общественной организации Федерация профсоюзов Новосибирской области.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель Общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права: ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 г. N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", нормы процессуального права - ч. 4 ст. 258 ГПК РФ.
Указывает, что как следует из уведомления об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о некоммерческой организации с внесением их в учредительные документы от 17.07.2014г. N54/05-9964, Федерации отказано в государственной регистрации в связи с тем, что устав Федерации противоречит законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 23 ФЗ от 19.05.1995 г., N82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Вместе с тем, суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, указал, что основанием для отказа послужило оформление необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащем порядке. Оформление в ненадлежащем порядке необходимых для государственной регистрации документов является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 19.05.1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях". Таким образом, принимая решение, суд изменил существо оспариваемого уведомления об отказе и дал оценку основаниям, на которые регистрирующий орган не ссылался.
Поскольку суд не установил наличие противоречий устава требованиям законодательства (единственному указанному регистрирующим органом основанию), следовательно, содержание отказа в государственной регистрации не соответствует требованиям закона, а значит, суд не вправе был отказать в удовлетворении заявления Федерации о признании такого отказа незаконным.
Указывает, что в результате неправильного применения норм материального права, суд пришел к неверному выводу об отсутствии существа принятого решения по вопросу о внесении изменений в наименование общественной организации в протоколе VI (внеочередной) Конференции от 17.06.2014 г. Необходимость принятия самостоятельного решения об изменении наименования общественной организации при одновременном принятии решения об изменении Устава действующим законодательством не предусмотрено, в том числе и указанными судом п. 42, 43 Административного регламента и Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Апеллянт отмечает, что суд не применил ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 г. N10- ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", исходя из которой регистрирующий орган не вправе отказать объединению профсоюзов в государственной регистрации (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 года от 05.04.2000 г., постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 29.10.2008 г. N44г-271).
Считает, что регистрирующий орган не совершил надлежащих действий, направленных на соблюдение специального порядка государственной регистрации для данного вида юридических лиц.
На апелляционную жалобу ГУ Министерства Юстиции РФ по Новосибирской области принесен письменный отзыв.
В суд апелляционной инстанции не явились представители ГУ Министерства Юстиции РФ по Новосибирской области и Общественной организации "Федерация Независимых Профсоюзов России", о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ и п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 2 от 10.02.2009 г., суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному правовому акту.
Таким образом, для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общественная организация Федерация профсоюзов Новосибирской области является некоммерческой профсоюзной организацией, территориальным общественным объединением, созданным в форме общественной организации, представляющей собой объединение (ассоциацию) - территориальных организаций профсоюзов, а также первичных профсоюзных организаций, не представленных территориальными организациями профсоюзов.
24 июня 2014 г. в Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области были представлены документы на государственную регистрацию внесения изменений в сведения об Общественной организации "Федерация профсоюзов Новосибирской области" с внесением их в учредительные документы организации.
Уведомлением заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по НСО от 17 июля 2014 г. (л.д.5-6) заявителю было отказано в государственной регистрации внесения изменений в сведения о некоммерческой организации с внесением их в учредительные документы на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, явилось то, что необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные ФЗ от 10.01.2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", заявителем были оформлены в ненадлежащем порядке, а именно протокол VI (внеочередной) Конференции общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области от 17 июня 2014 г. не содержит существо принятого решения по вопросу о внесении изменения в наименование общественной организации и результаты голосования по нему, в связи с чем пришел к выводу, что указанный отказ Главного управления Министерства юстиции РФ по НСО является законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, основанным на законе и подтвержденным материалами дела.
Не соглашаясь с решением суда, апеллянт указывает, что суд изменил существо оспариваемого уведомления об отказе и дал оценку основаниям, на которые регистрирующий орган не ссылался.
Как следует из текста уведомления об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о некоммерческой организации с внесением их в учредительные документы от 17 июля 2014 г., в Едином государственном реестре юридических лиц и ведомственном реестре некоммерческих организаций Минюста России Организация зарегистрирована с наименованием Общественная организация "Федерация профсоюзов Новосибирской области".
В представленном для регистрации уставе Организации, в нарушение требований ч.1 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указано иное название - Новосибирское областное объединение организаций профсоюзов "федерация профсоюзов Новосибирской области". При этом решение Конференции Организации о смене названия в установленном уставом порядке не принималось.
Как усматривается из материалов дела, заявителем для государственной регистрации был представлен устав в новой редакции, в котором было указано название Организации, не соответствующее наименованию, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц.
Суд первой инстанции, оценивая представленные в материалы дела документы в порядке ст. 67 ГПК РФ, установил, что согласно копии протокола VI (внеочередной) Конференции общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области от 17 июня 2014 г. решение Конференции было принято по единственному указанному в повестке дня вопросу - о внесении изменений и дополнений в Устав общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области; однако Постановление VI (внеочередной) Конференции общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области от 17 июня 2014 г. содержит, в том числе, решение о внесении изменения в наименование общественной организации Федерация профсоюзов Новосибирской области (п.1).
Таким образом, указанные документы содержат противоречия, в том числе законодательству Российской Федерации - ч.2 ст. 14 ФЗ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.8 ФЗ N 20-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в связи с чем судебная коллегия находит правомерным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации по тем мотивам, что устав организации не соответствует требованиям ч.1 ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Указанное обстоятельство являлось основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, указанный довод апелляционной жалобы не ведет к отмене судебного решения, поскольку в целом вывод суда о законности принятого Главным управлением Министерства юстиции РФ по НСО от 17 июля 2014 г. решения об отказе в государственной регистрации является правильным.
Доводы жалобы о том, что представленная для государственной регистрации выписка не должна была содержать информацию обо всех принятых на Конференции решениях, в том числе о смене названия организации и достаточно было указать только решение о внесении изменений в устав, судебная коллегия отклоняет, как противоречащие нормам материального права.
Согласно с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В силу ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности.
В соответствии с пп. "б" ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Согласно ч.2 ст. 14 ФЗ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, её учредителями (участниками).
На основании положений пп.3 ч.6 ст.21 Федерального закона N 82-ФЗ решение о внесении изменений в учредительные документы общественного объединения оформляется в виде выписки из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Пунктом 4 ст. 181.2 ГК РФ установлено требование к протоколу общего собрания членов юридического лица об обязательном отражении в нем результатов голосования по каждому вопросу повестки дня.
Пунктом 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 г. N455 предусмотрено, что представляемый для государственной регистрации протокол общего собрания (конференции) должен содержать существо принятых решений и результаты голосования по ним.
Таким образом, судебная коллегия считает, что изменение названия юридического лица это отдельный, самостоятельный вопрос подлежащий обсуждению и решению на общем собрании (конференции) членов юридического лица и это должно было быть отражено в выписке из протокола Конференции, представленной в Главное управление.
Не соглашаясь с решением, апеллянт также указал, что суд должен был применить ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 г. N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", исходя из которой, регистрирующий орган не вправе отказать объединению профсоюзов в государственной регистрации.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод, так как он основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку данная статья закона направлена на защиту установленных законом прав профсоюзной организации.
В данном случае, право профсоюзной организации на внесение изменений в его устав в связи с принятием Главным управлением Министерства юстиции РФ по Новосибирской области решения об отказе не нарушено.
Организация после устранения вышеуказанных нарушений, имеет право вновь представить документы для государственной регистрации в Главное управление Министерства юстиции по Новосибирской области.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда Новосибирской области от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.