Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Доржиевой Б.В., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 21 января 2015 года дело по исковому заявлению Силина О.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) А.Г. Попова,
на решение Центрального районного суда города Читы от 20 августа 2014 года, которым постановлено исковые требования Силина О.Б. удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в специальный стаж Силина Олега Борисовича, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы с 01.07.1993 по 03.01.1994, с 04.01.1994 по 29.04.2002, в страховой стаж период работы с 01.07.1993 по 03.01.1994.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Силину Олегу Борисовичу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 06.09.2013.
Заслушав доклад судьи Ю.А. Казакевич, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Силин О.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Он подал заявление в пенсионный орган 06.09.2013 г., просил назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии подпунктом 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в чем ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Так, пенсионный орган засчитал в страховой стаж истца 23 года 2 месяца 25 дней, в специальный стаж - 11 лет 4 месяца 1 день, а периоды работы истца с 01.07.1993 по 03.01.1994 и с 04.01.1994 по 29.04.2002 не были засчитаны, поскольку не подтвержден льготный характер работы в эти периоды, с чем Силин О.Б. не согласился и обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) и просил включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включить в страховой стаж период его работы с 01.07.1993 по 03.01.1994 года и признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В ходе судебного разбирательства Силин О.Б. уточнил заявленные требования и просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 06.09.2013 г.
Определением суда от 26 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление культуры администрации городского округа "Город Чита".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с постановленным решением, начальник УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) А.Г.Попов подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Силина О.Б. отказать в полном объеме. Ссылается на то, что представленными в материалы дела документами не подтверждается льготный характер работы истца в спорные периоды работы, поэтому постановленное решение суда нельзя признать законным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Дряева Л.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Истец Силин О.Б., представитель третьего лица в заседание апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В силу ст. 167 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ст. 327.1 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения представителя ответчика Григорьевой О.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Дряеву Л.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела, решением межрайонного Управления ПФР N 3526 от 18.10.2013 года Силину О.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с недостаточностью специального стажа. По подсчетам пенсионного органа специальный стаж по указанному правовому основанию на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии (на 06 сентября 2013 г.), с учетом решения УПФР N 17 от 10.01.2014 года составил 11 лет 4 месяца 01 день, страховой стаж - 23 года 2 месяца 25 дней. В специальный стаж Силина О.Б. по пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ответчиком не включены периоды работы с 04.01.1994 по 29.04.2002 года в должности артиста балета в городском отделе культуры ансамбля "Забайкальские узоры", так как пунктом 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 предусмотрены артисты балета при стаже творческой работы не менее 20 лет могут пользоваться правом на пенсию за выслугу лет при работе в любых театрах и театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве. Представленными документами и актами проверки не подтверждается характер творческой деятельности организации, где протекала работа заявителя. Кроме того, не был засчитан в страховой и специальный стаж период работы истца с 01.07.1993 года по 03.01.1994 года в должности артиста балета в Театрально-зрелищном предприятии ансамбля песни и пляски "Забайкальские казаки", так как запись об увольнении не заверена подписью ответственного лица и печатью организации, что является нарушением п. 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях.
Из трудовой книжки истца Силина О.Б. следует, что 01.07.1993 года истец был принят на работу в качестве артиста балета в Театрально-зрелищное предприятие ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки"; 03.01.1994 года уволен переводом в ансамбль песни и пляски "Забайкальские узоры"; 01.01.1994 года принят на работу в городской отдел культуры на должность артиста ансамбля "Забайкальские узоры"; 30.04.2002 года уволен переводом в муниципальное учреждение культуры "Фольклорный театр "Забайкальские узоры".
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Согласно п.6, п.28 и 29 Правил подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2001г. N 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Удовлетворяя исковые требования Силина О.Б. о включении периода работы в страховой стаж, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в спорный период с 01.07.1993 года по 03.01.1994 года подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно, записями в трудовой книжке, свидетельскими показаниями.
Отказ ответчика включить в общий страховой стаж истца спорного периода не может быть признан законным, поскольку приводит к ограничению конституционного права Силина О.Б. на пенсионное обеспечение.
Суд первой инстанции обоснованно принял в качестве допустимых доказательств показания свидетелей, поскольку материалами дела подтверждается, что иные документы, содержащие сведения о работе истца в спорный период, кроме трудовой книжки были утрачены не по его вине, а в результате пожара.
При этом суд правильно установил юридически значимые по делу обстоятельства, надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации, оценил представленные в дело доказательства, учел положения законодательства, регулирующего вопросы, связанные с подсчетом и подтверждением страхового стажа.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
В соответствии с пп. 21 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список), утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 (в ред. от 22.09.1993 г.), установлено, что право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет имеют: артисты балета (в том числе балета на льду).
Удовлетворяя требования Силина О.Б., суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец работал в должности и в театрально-зрелищной организации, которые предусмотрены указанным выше Списком и пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С названным выводом судебная коллегия считает возможным согласиться по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и подлежащим применению к данному пункту Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447, творческая деятельность артиста балета должна протекать в театрах либо иных театрально-зрелищных организациях, каковыми могут являться любые театрально-зрелищные предприятия и профессиональные художественные коллективы.
Указанный вывод суда в полной мере соответствует положениям Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного Государственным комитетом СССР по статистике от 01.01.1976 г. с изменениями, внесенными Госстандартом Российской Федерации, в котором ансамбли танца, ансамбли песни и пляски указаны в разделе "Концертные организации и коллективы" отрасли "культура и искусство". Названный классификатор действовал до 01.01.2003 г., т.е. в период принятия указанного выше Списка и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в первоначальной редакции которого право лиц, осуществляющих творческую деятельность в муниципальных и государственных театрах или театрально-зрелищных организациях, на досрочную трудовую пенсию по старости было предусмотрено п.12 ст.28 названного Закона. Впоследствии данное правовое основание назначения досрочной пенсии по старости без указания на форму собственности театров и театрально-зрелищных организаций было перенесено в п.21 ст.27 этого Закона.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период с 04.01.1994 по 29.04.2002 года истец работал в муниципальном ансамбле "Забайкальские узоры" в должности артиста балета, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Из справки N 359 от 03.12.2013 года, выданной Управлением культуры администрации городского округа "Город Чита" следует, что в спорный период времени Силин О.Б. выполнял работу артиста балета в профессиональном коллективе музыкального фольклорного ансамбля песни и танца "Забайкальские узоры", основной деятельностью которого являлось удовлетворение духовных потребностей населения, а также обеспечение городских мероприятий концертными программами (том 1 л.д. 13).
В соответствии с Законом города Читы от 26 марта 1998 года "Программа сохранения и развития муниципального ансамбля песни и танца "Забайкальские узоры", ансамбль песни и танца "Забайкальские узоры", созданный преподавателями и студентами Читинского училища культуры в 1977 году как самодеятельный коллектив, благодаря своему высокому профессионализму получил широкое признание в городе и области, в 1994 году обрел статус муниципального с финансированием своей деятельности из городского бюджета. Ансамбль является неизменным участником всех городских праздничных мероприятий и хранителем традиционной забайкальской и русской песенной и танцевальной культуры, которую он представляет жителям и гостям города, области.
Таким образом, ансамбль песни и танца "Забайкальские узоры" являлся профессиональным творческим коллективом и самостоятельной концертной организацией, которые в соответствии с пп.21 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относятся к театрально-зрелищным организациям.
С 18 мая 1994 года на базе указанного выше ансамбля в соответствии с Постановлением Главы администрации города Читы от 18.05.1994 г. N 613 создан профессиональный коллектив муниципальный фольклорный ансамбль песни и танца "Забайкальские узоры".
Списком от 28.08.1991 г. N 447 предусмотрено включение в специальный стаж работы работа артистов балета театра без указания конкретной творческой организации или коллектива. Толкование данной нормы Закона означает, что творческая деятельность должности артиста балета возможна в любом театре, театрально-зрелищном предприятии или коллективе. В связи с этим суд первой инстанции правильно включил период работы истца в муниципальном ансамбле "Забайкальские узоры" с 04.01.1994 по 29.04.2002 года в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В силу изложенного не может повлечь отмену решения суда довод апелляционной жалобы о невозможности определения характера творческой деятельности данной организации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
С учетом включения спорных периодов специальный стаж истца достиг установленного законом срока, суд правомерно возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 06.09.2013 г.
При рассмотрении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, при этом правильно применил нормы материального и процессуального права. Каких-либо оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Читы от 20 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) А.Г. Попова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.