Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Мигуновой О.И. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Марданова Р.Г. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 22 декабря 2014 года, которым постановлено:
исковое заявление Марданова Р.Г. к Муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании распоряжения незаконным, обязании восстановить в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным бездействие и обязать предоставить субсидию в порядке действующего законодательства оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Марданова Р.Г. и его представителя адвоката Файзрахманова К.Р., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" Гарифуллиной Л.Т., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марданов Р.Г. обратился к МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани", Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с иском о признании распоряжения незаконным, обязании восстановить в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить субсидию. В обоснование иска указано, что Марданов Р.Г. с 1996 года состоял на учёте в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец является ветераном боевых действий и обладает правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах". Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 16 июня 2014 г. N823р истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он стал собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 81,3 кв.м., расположенную по адресу "адрес". Истец полагал названное решение незаконным, поскольку указанная квартира была предоставлена по системе социальной ипотеки его супруге Мардановой Г.Г. Обязательство по выплате стоимости квартиры было заменено на обязательство по договору займа; данное обязательство было принято семьей истца в расчете на получение субсидии. Истец полагал, что факт оформления права собственности не меняет правовой природы фактического содержания правоотношения. На основании изложенного истец после уточнения требований просил признать незаконным распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани от 16 июня 2014 года N823р в части отказа в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учета нуждающихся Марданова Р.Г.; обязать МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани" восстановить Марданова Р.Г. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий; признать незаконным бездействие Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в части непредоставления Марданову Р.Г. субсидии в порядке действующего законодательства; обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан предоставить Марданову Р.Г. указанную субсидию.
Истец Марданов Р.Г. в суд первой инстанции не явился, его представитель адвокат Файзрахманов К.Р. в суде первой инстанции иск поддержал.
Представители ответчиков МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани", Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, представитель третьего лица НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Марданов Р.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить. В жалобе повторяются доводы искового заявления, а также указано, что приобретение семьёй истца жилого помещения по договору социальной ипотеки не может служить основанием для лишения его права на получение дополнительных мер социальной поддержки, обусловленной его особым социально-правовым статусом. Субсидия, на получение которой претендует истец, может быть направлена на погашение обязательств в рамках договора социальной ипотеки. По мнению апеллянта, заключённый его семьёй договор займа подменил правоотношения по найму квартиры кредитными отношениями, при этом сделка была совершена только для вида и не могла создать соответствующие ей правовые последствия.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, представитель третьего лица НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в суд не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для их участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" в числе иных мер социальной поддержки ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 того же Федерального закона, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 6, 11, 11.1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" и статьи 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 г. N275 было утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.
Согласно положениям п. 4 названного Положения исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий. К получателям субсидий относятся все граждане из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения, зарегистрированные по одному адресу в сроки, указанные в данном пункте настоящего Положения. Не включаются в сводные списки граждане, поставленные на учет в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, утратившие свой льготный статус позже указанной даты.
В силу положений п. 8 того же Положения на исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан возложена обязанность по осуществлению актуализации списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории.
По делу установлено, что Марданов Р.Г. является участником боевых действий в Демократической Республике Афганистан и имеет право на льготы в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
Постановлением главы Администрации Приволжского района г. Казани N ... от 10 декабря 1996 г. Марданов Р.Г. с семьёй в составе четырёх человек был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку участников ВОВ.
Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани от 16 июня 2014 г. N823р Марданову Р.Г. было отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий со снятием с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжение было мотивировано приобретением Мардановым Р.Г. 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 81,3 кв.м., расположенной по адресу "адрес".
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время обеспеченность Марданова Р.Г. жилым помещением превышает учётную норму, в связи с чем он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 24 декабря 2007 г. Марданов Р.Г. наряду с иными членами семьи заключил договор социальной ипотеки N ...
В соответствии с протоколом участия, выбора и передачи "будущей собственной квартиры" от 28 декабря 2012 г. истец и члены его семьи получили право оформления в собственность квартиры "адрес".
28 октября 2013 г. между Мардановым Р.Г., членами его семьи (заёмщиками) и НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" (займодавцем) был заключён договор N ... целевого денежного займа на приобретение (строительство) жилья. В соответствии с условиями договора заёмщикам был предоставлен заём на сумму 2306030 руб. 35 коп. для приобретения названной квартиры.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30 мая 2014 г. следует, что Марданов Р.Г. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на комнату N4 площадью 18,5 кв.м., расположенную в кв. "адрес", а также 1/5 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру квартиры N219 общей площадью 81,3 кв.м., расположенную в доме "адрес". В названной квартире зарегистрировано 5 человек, включая истца.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 г. N10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учётная норма площади жилого помещения была установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности истца, превышает установленную учётную норму, в связи с чем нуждающимся в улучшении жилищных условий он признан быть не может. Следовательно, оспариваемое распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани в части снятия истца с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным. Требования о признании этого распоряжения незаконным и обязании восстановить истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также производные от него требования о признании незаконным бездействия Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и обязании предоставить субсидию удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не может принять довод апелляционной жалобы о том, что приобретение семьёй истца жилого помещения по договору социальной ипотеки не может служить основанием для лишения его права на получение дополнительных мер социальной поддержки, обусловленной его особым социально-правовым статусом. Из вышеприведённых правовых норм следует, что правом на получение субсидии обладают лица, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий; при этом закон не связывает наличие у гражданина права на получение субсидии с основаниями приобретения им права собственности на жилые помещения.
Довод жалобы о том, что субсидия, на получение которой претендует истец, может быть направлена на погашение обязательств в рамках договора социальной ипотеки, правового значения по делу не имеет, поскольку правом на получение субсидии истец в настоящее время не обладает.
Также не может быть принят довод о том, что заключённый семьёй истца совершён только для вида. Как следует из материалов дела, полученная сумма займа была направлена заёмщиками на погашение задолженности по договору социальной ипотеки, в связи с чем истцом и членами его семьи было приобретено право собственности на жилое помещение; договор займа породил для его сторон соответствующие правовые последствия.
Остальные доводы жалобы повторяют доводы искового заявления и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 22 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Марданова Р.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.