Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе М.Р.М на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований М.Р.М к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии на получение жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя М.Р.М - С.Д.В. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Р.М обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны (далее по тексту ИК МО г.Набережные Челны), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении субсидии на приобретение жилья. В обоснование иска указано, что истец как ветеран боевых действий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилья. В соответствии с уведомлением ИК МО г.Набережные Челны он включен в реестр, состоит на учете на улучшение жилищных условий под N4823. Согласно данному уведомлению субсидия предоставляется по мере поступления денежных средств из федерального бюджета в соответствии с очередностью. На указанном учете он состоит более 10 лет, с составом семьи три человека занимает комнату размером 12,5 кв.м. Дочь истца состоит на учете в Набережночелнинском туберкулезном диспансере с диагнозом "РППТИ". Поскольку на учете он состоит длительное время, ответчики бездействуют, истец просил обязать в разумный срок предоставить ему на состав семьи 3 человека квартиру из расчета не менее 18 кв.м. на человека либо в тот же срок выделить субсидию на приобретение жилья из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья в Республике Татарстан 48000 - 50000 руб. за кв.м.
В судебном заседании М.Р.М и его представитель А.К.Б. требования иска поддержали, уточнив, что просят ответчиков в разумный срок, т.е. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить ему субсидию на состав семьи 3 человека.
Представитель ИК МО г.Набережные Челны - Т.А.Р. требования иска не признала.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - К.А.В. требования иска не признал.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе М.Р.М просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что не согласен с принятым решением. В жалобе отмечается, что нарушаются права истца в части своевременного получения субсидии на покупку жилья, поскольку государством не регламентирован предельный срок ожидания получения вышеуказанной помощи. Таким образом, по своей сути само по себе длительное ожидание субсидии более десяти лет является нарушением права М.Р.М на реализацию своих жилищных прав в разумные сроки. Кроме того, судом не учтено то обстоятельство, что дочь истца, М.АР. состоит на учете в Набережночелнинском противотуберкулезном диспансере, что дает основание для получения субсидии на приобретение жилья во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан принято постановление N 275 от 07 июня 2006 года "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан".
В соответствии с нормами данного положения полномочия по формированию сводного списка граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с указанными федеральными законами, возложены на исполнительные комитеты муниципальных образований по месту проживания граждан. На основании указанных списков Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ формирует сводный список, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 4 указанного положения определен перечень граждан, имеющих право на внеочередное получение субсидии.
В соответствии с положениями ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что 30 июня 2004 года М.Р.М принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец включен в сводный республиканский реестр граждан-получателей субсидий как ветеран боевых действий и состоит на учете с указанной даты, порядковый номер в реестре - 3834. К категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение субсидии, М.Р.М не отнесен.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что истец состоит в сводном списке "Ветераны боевых действий" на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", и ответчиками его права по постановке в данный список не нарушены. Истец правом на получение жилья во внеочередном порядке и, соответственно, на получение указанной выплаты на приобретение или строительства жилья вне очереди лиц, состоящих с ним в сводном списке, не обладает.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат.
Довод апелляционной жалобы о том, что дочь истца М.АР. состоит на учете в Набережночелнинском противотуберкулезном диспансере и имеющееся у нее заболевание дает право на внеочередное предоставление жилья, правового значения по делу не имеет и основанием для отмены решения суда служить не может, поскольку данное обстоятельство не предоставляет права на внеочередное получение субсидии в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Предоставление субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма предусмотрены действующим законодательством как две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий различных категорий граждан. При наличии права на получение социальной поддержки по нескольким основаниям право выбора одной из указанных мер поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самим гражданам, нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку истцом заявлены требования о предоставлении субсидии на предоставление жилья в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а истец правом на внеочередное получение субсидии не обладает, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленного иска.
Также истцом не представлено доказательств, что заболевание его дочери входит в перечень болезней, дающих право на льготное жилищное обеспечение, утвержденный Правительством РФ. Доказательств, подтверждающих наличие иных оснований для предоставления истцу жилого помещения вне очереди, суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Р.М - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.