Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 11 декабря 2014 г. по делу N 33-522/2014
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей: - Мартыненко Ю.С. и Самовалова А.В.,
при секретаре Гончаренко П.В., рассмотрела апелляционную жалобу заявителя на решение Краснореченского гарнизонного военного суда от 15 октября 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N прапорщика Матвеева М.В. об оспаривании решения жилищной комиссии и командира этой же войсковой части об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, а также действий названой комиссии и командира, связанных с непредоставлением служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Самовалова А.В., объяснения заявителя в поддержку доводов апелляционной жалобы, а также представителя командира войсковой части N Громова В.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Матвеева М.В., в котором он просил признать незаконным бездействие жилищной комиссии и командира войсковой части N по предоставлению служебного жилого помещения и решение той же комиссии от 27 августа 2014 года об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Владивостоке и обязать жилищную комиссию и командира указанной части рассмотреть его рапорт о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в г. Владивостоке, а также обязать предоставить ему служебное жилое помещение на время его службы в войсковой части N, было оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Матвеев М.В. просит отменить решение и вынести новое об удовлетворении его заявления.
Автор жалобы считает, что суд, не исследовав его жилищное дело, книги учёта военнослужащих и жилых помещений, подлежащих заселению, а также список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынес решение, основанное на ничем не подтверждённых доводах ответчиков. Более того, как следует из решения жилищной комиссии от 8 сентября 2014 года, в войсковой части N имелось служебное жилое помещение и оно ему незаконно представлено не было.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", гарантирующей военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, автор жалобы полагает, что закон не исключает возможности предоставления социальных гарантий в соответствии с другими федеральными законами.
Матвеев М.В. указывает, что согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 6 марта 2011 года N "данные изъяты", его календарная военная выслуга составляет более 12 лет, в связи с чем он не согласен с выводом суда первой инстанции, не принявшего во внимание более 10 лет его службы в органах внутренних дел.
Далее автор жалобы, цитируя положения п.п. 1 и 6 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся периода службы в органах внутренних дел, а также ст.ст. 1 и 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст.ст. 1 и 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующие порядок социальной выплаты для приобретения жилья сотрудникам органов внутренних дел, делает вывод о том, что решение суда первой инстанции лишает его права на обеспечение жильём, гарантированное государством.
Рассмотрев материалы дела и обсудив апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации с Матвеевым М.В. был заключён 5 мая 2011 года сроком на 3 года. Календарная выслуга заявителя по состоянию на 1 октября 2014 года составила 16 лет 1 месяц и 13 дней, из которых: 6 лет 3 месяца и 29 дней - служба в УИН МЮ РФ; 4 года 5 месяцев - служба в УВД МВД РФ; 5 лет 4 месяца и 14 дней - военная служба по призыву и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
22 декабря 2011 года жилищной комиссией войсковой части N Матвеев М.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
27 августа 2014 года решением той же комиссии заявителю было отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в городе Владивостоке, со ссылкой на то обстоятельство, что Матвеев М.В. относится к категории военнослужащих, обеспечение жилым помещением которых возможно посредством накопительно - ипотечной системы.
Документы для включения заявителя в реестр участников накопительно - ипотечной системы были направлены по команде 28 августа 2014 года.
Согласно абзацам четвертому и седьмому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 01 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
В соответствии с абзацем двенадцатым названной нормы, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Согласно пункту 15 ст. 15 этого же закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд, дав надлежащую оценку обстоятельствам дела, пришёл к правильному выводу о правомерности отказа жилищной комиссией в постановке заявителя на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по избранному им после увольнения месту жительства, поскольку продолжительность военной службы Матвеева М.В. составляет менее 10 лет.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, полностью согласуется с требованиями указанных выше нормативно - правовых актов, по смыслу которых заявитель, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в мае 2011 года, имеет право на обеспечение жилым помещением только посредством участия в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Мнение Матвеева М.В. о том, что его военная выслуга составляет более 10 лет, является ошибочным, поскольку его служба в органах УИН МЮ РФ и УВД МВД РФ, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к военной службе не относится, а согласно п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Служба заявителя в органах УИН МЮ РФ и УВД МВД РФ, как это определено ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на которую ссылается и заявитель, подлежит зачёту при исчислении выслуги лет для назначения пенсии.
Поскольку, как следует из справки войсковой части N (л.д. "данные изъяты"), свободными служебными жилыми помещениями воинская часть не располагает и, учитывая, что в материалах дела сведений о распределении такого жилья другому военнослужащему с нарушением порядка очерёдности не имеется, то утверждения заявителя о бездействии командования по предоставлению ему служебного жилого помещения является несостоятельным, в связи с чем у гарнизонного военного суда не имелось оснований для удовлетворения требования Матвеева М.В. о предоставлении ему такого жилья.
Более того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что с июня 2014 года начался процесс досрочного увольнения заявителя с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями (л.д. "данные изъяты") и в октябре Матвеев М.В. был уволен с военной службы, в связи с чем основания для предоставления ему служебного жилого помещения, предоставляемого на время военной службы, отпали.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснореченского гарнизонного военного суда от 15 октября 2014 года по гражданскому делу по заявлению Матвеева М.В. об оспаривании решения жилищной комиссии и командира войсковой части N об отказе в постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, а также действий названой комиссии и командира, связанных с непредоставлением служебного жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласовано судья А.В. Самовалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.