Апелляционное определение СК по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 05 февраля 2015 г. по делу N 33-64/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей: - Чепика А.В. и Самовалова А.В.,
при секретаре Соловьёвой А.А., рассмотрела апелляционную жалобу представителя Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации Гайдина Д.Ю. на решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего N "данные изъяты" запаса Ахрамовича "данные изъяты" об оспаривании решения N об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Самовалова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Ахрамовича В.П. было удовлетворено.
Признав незаконным решение Центральной жилищной комиссии N от 19 сентября 2014 года об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении в г. Благовещенске, суд обязал названную комиссию в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу отменить указанное решение и принять новое решение по рапорту Ахрамовича В.П. от 17 февраля 2012 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном после увольнения месте жительства посредством получения и реализации государственного жилищного сертификата.
В апелляционной жалобе представитель ЦЖК N Гайдин Д.Ю. просит отменить решение либо изменить его, обязав жилищную комиссию принять решение о признании Ахрамовича В.П. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Обосновывая свою просьбу, автор жалобы выражает несогласие с тем, что суд первой инстанции мотивировал решение выводом президиума Дальневосточного окружного военного суда от 28 ноября 2012 года о том, что Ахрамович В.П., имея в собственности жилое помещение по установленным нормам, может быть признан нуждающимся получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства посредством ГЖС и принял его, в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, как обязательный и не подлежащий доказыванию вновь. Однако указанной нормой предусмотрен преюдициальный характер для обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица, в то время как кассационная инстанция рассматривала дело, в котором ЦЖК N участия не принимала и была лишена возможности его оспорить.
Как считает Гайдин Д.Ю., суд незаконно принял решение, обязывающее ЦЖК N принять решение о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку решение жилищной комиссии принимается коллегиально и любой из членов комиссии вправе проголосовать против или воздержаться, что может привести к невозможности исполнения решения. Помимо этого, жилищные условия заявителя могут измениться таким образом, что это приведёт к утрате им права на получение ГЖС.
Автор жалобы полагает, что согласно п. 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, при наличии оснований соответствующим органом принимается решение о признании гражданина участником подпрограммы. В связи с этим суд первой инстанции должен был принять решение не о признании Ахрамовича В.П. нуждающимся в получении жилого помещения, а о признании участником указанной подпрограммы.
В возражениях на апелляционную жалобу Ахрамович В.П., считая решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в 1993 году Ахрамович В.П. и его супруга приватизировали находящуюся в г. Райчихинске 2-х комнатную квартиру общей площадью 49,1 кв. м. В июне 2011 года эту квартиру он обменял на 2-х комнатную квартиру в том же городе общей площадью 42,3 кв.м., оформив на неё право собственности.
17 февраля 2012 года Ахрамович В.П. обратился к командованию с рапортами, в которых просит признать его нуждающимся в получении жилого помещения посредством ГЖС в городе Благовещенске, а также включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Приказом начальника N от 21 февраля 2012 года N N заявитель был исключён из списков N с 25 февраля 2012 года в связи с досрочным увольнением с военной службы по организационно - штатным мероприятиям.
Решением ЦЖК N от 19 сентября 2014 года Ахрамовичу В.П. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в городе Благовещенске по его рапорту от 17 февраля 2012 года со ссылкой на подпункт "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, согласно которым не признаются нуждающимися военнослужащие, имеющие в собственности дома (квартиры).
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила учёта).
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учёта, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт "а" пункта 10 Правил учёта, на который в оспариваемом решении ссылается ЦЖК N, допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "в" пункта 16.1 Правил, выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии подпунктом "ж" пункта 44 этих Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право на получение жилья в избранном месте жительства после увольнения с военной службы военнослужащими, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за счет средств федерального бюджета в случае реализации ими права на жилище путём получения и реализации государственных жилищных сертификатов.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришёл к правильному и должным образом мотивированному выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии, поскольку отказ комиссии в постановке Ахрамовича В.П. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в городе Благовещенске путём получения ГЖС противоречит указанным выше нормам права.
Заявление автора жалобы о том, что гарнизонный военный суд на основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ принял как обязательный и не подлежащий доказыванию вывод президиума Дальневосточного окружного военного суда от 28 ноября 2012 года, является несостоятельным, поскольку указанную норму суд не применял, а в мотивировочной части решения привёл нормы материального права, приводимые в названном постановлении, которые подлежали применению и по рассматриваемому делу.
Утверждение Гайдина Д.Ю. о том, что суд первой инстанции обязал ЦЖК N принять решение о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения, не соответствует действительности, так как в резолютивной части решения суд указал на обязанность указанной комиссии принять новое решение по рапорту Ахрамовича В.П. от 17 февраля 2012 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ошибочным является и мнение автора жалобы, ссылающегося на п. 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы о том, что жилищной комиссией заявитель мог быть признан участником этой подпрограммы, а не нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку, согласно подпункту "а" пункта 5 этих Правил, участниками подпрограммы могут быть военнослужащие и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2014 года по гражданскому делу по заявлению Ахрамовича "данные изъяты" об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии N об отказе в признании нуждающимся в жилом помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя жилищной комиссии - без удовлетворения.
Согласовано судья А.В. Самовалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.