Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Гылкэ Д.И.,
судей
Шумкова Е.С.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Лепихиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Елефтериади Д.В. об оспаривании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья
по апелляционной жалобе заявителя Елефтериади Д.В.
на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 16 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения заявителя Елефтериади Д.В., его представителей И., М., представителя заинтересованного лица Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области Ш., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елефтериади Д.В. в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области (далее - ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области) от ( / / ) об отказе в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Заявленные требования мотивировал тем, что в период с ( / / ) по ( / / ) он проходил службу в органах внутренних дел, с ( / / ) состоит на учете по улучшению жилищных условий в УМВД России по г. Екатеринбургу, номер очереди - N С ( / / ) он зарегистрирован по месту жительства в здании ОП N по адресу: ... Супруга с сыновьями: Е. и Д. зарегистрированы по адресу: ... Собственниками данной квартиры являются Е. (сын), Г. (теща), Н. (тесть). Общая площадь квартиры составляет 42, 9 кв. м., площадь квартиры на одного члена семьи - 7, 15 кв.м.
( / / ) он подал в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области заявление о принятии на учет для получения единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья, к которому приложил необходимые документы: справки из БТИ на всех членов семьи; выписки из ЕГКиК; свидетельства о рождении детей; копии паспортов; справку из ЖБК УВД г. Екатеринбурга; свидетельства о регистрации по месту жительства всех членов семьи; акт проверки жилищных условий, выданный ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш"; выписку из лицевого счета по оплате коммунальных услуг.
( / / ) он получил копию протокола заседания ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ), в которой содержался отказ в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения с семьей в составе 4-х человек в связи с не предоставлением полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N, а именно: документов о регистрации Д. в период с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ).
Сын Д. в указанные период не имел регистрации по месту жительства или пребывания, эти данные отражены в справке по месту пребывания.
При приемке документов сотрудники ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области не указали на отсутствие каких-либо документов. Полагает, что представленный им пакет документов является полным и соответствует списку документов, установленному вышеуказанными Правилами. Оспариваемое решение нарушает его право на постановку на учет для получения единовременной выплаты.
Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга 16 декабря 2014 года постановлено решение, которым в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что вместе с заявлением в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области им был представлен, в том числе, документ, подтверждающий регистрацию сына Д. по месту пребывания. Данный документ не содержит сведений о регистрации сына в периоды с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ), так как в указанные периоды сын регистрации не имел. Однако, это обстоятельство не свидетельствует о том, что он не имеет права быть поставленным на учет для получения единовременной социальной выплаты. В постановке на учет можно отказать только в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N 1223). Решением же ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области ему отказано в постановке на учет в связи с не предоставлением документа, который на самом деле им был представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель Елефтериади Д.В., его представители И., М., апелляционную жалобу поддержали, просили об ее удовлетворении и отмене решения суда. Представитель заинтересованного лица ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области Ш., ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просила оставить его без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Из материалов дела следует, что ( / / ) заявитель Елефтериади Д.В. подал в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области заявление и документы в целях постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 43).
( / / ) ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области принято решение об отказе Елефтериади Д.В. в принятии на учет с семьей в составе 4-х человек.
Отношения, связанные с получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от ( / / ) N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно ч. 1, п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 4 которого, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата) при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В п. 5 ст. 4 вышеприведенного Федерального закона указано, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 30 декабря 2011 года во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ принято постановление N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила). Уполномоченным органом по рассмотрению заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты согласно п. 10 Правил, является комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, образуемая правовым актом федерального органа исполнительной власти.
На территории Свердловской области таким уполномоченным органом является ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области. В соответствии с п. 5 Положения о Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления Министерства внутренних дел России по Свердловской области, утвержденного приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 25 августа 2011 года N 1028, Комиссия уполномочена, в частности, рассматривать вопросы о предоставлении сотрудникам ГУ МВД России по УрФО жилых помещений, об оказании безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилья, об обеспечении жилыми помещениями.
Перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, предусмотрен пунктом 5 Правил. Согласно данной норме, для принятия на учет для получения единовременной выплаты сотрудники органов внутренних дел наряду с заявлением представляют в уполномоченный орган следующие документы: а) копию финансового лицевого счета, справку о проверке жилищных условий, выписку из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справку о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Основанием для отказа ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области заявителю в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило не предоставление полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил (отсутствуют документы по Д. в период с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / )) (л.д. 16).
Соглашаясь с мнением заинтересованного лица и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области об отказе Елефтериади Д.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку заявителем не выполнена возложенная на него обязанность по предоставлению полного пакета документов. В пакете документов, представленных заявителем в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, отсутствуют документы о месте жительства сына заявителя - Д. за последние 5 лет до даты подачи заявления. При отсутствии подтверждающих документов ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области не может знать, что за спорный период сын заявителя не был где-либо зарегистрирован (проживал).
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции постановленным с нарушением норм материального права.
К функциям ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области в соответствии с п. 14 Правил отнесено принятие решений о постановке либо об отказе в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Заинтересованным лицом не оспаривается, что заявитель относится к числу лиц, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеют право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16 Правил).
Как видно из материалов дела, заявителем в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области в числе прочих документов приложена справка N от ( / / ), выданная Центром по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания ... , из которой следует, что сын заявителя Д., ( / / ) года рождения, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ... с ( / / ) по ( / / ) (л.д. 56).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области Ш. пояснила, что отсутствие сведений, подтверждающих регистрацию Д. в иные периоды времени, не позволило комиссии принять положительное решение о постановке заявителя на учет. Подтвердить факт отсутствия регистрации сына в иные периоды времени (с момента рождения сына до обращения заявителя в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о постановке на учет) заявитель мог справкой с адресного бюро, расположенного по адресу: ...
Судебная коллегия считает, что заинтересованным лицом оспариваемое решение принято с нарушением п. 16 Правил, поскольку заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, не предусмотренному Правилами (непредоставление документов).
Кроме того, при отсутствии сведений о регистрации Д. в период с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), и которые могли быть восполнены соответствующей справкой адресного бюро, ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области на основании подпункта "б" п. 14 Правил для проверки сведений о наличии у заявителя условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты должна была самостоятельно направить соответствующие запросы в компетентные органы.
Помимо этого, сведения о проживании Д. с ( / / ) по адресу: ... отражены в акте проверки жилищных условий (л.д. 57), составленном ООО "УК "РЭМП-Эльмаш", и представленном заявителем в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области.
В нарушение положений ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не доказано, что отсутствие сведений о регистрации Д. в период с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) не подтверждает наличие условий, необходимых для принятия заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, решение ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) об отказе в принятии Елефтериади Д.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья не отвечает требованиям закона и, несомненно, нарушает права заявителя.
С учетом изложенного, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое заявителем решение суда по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Елефтериади Д.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на заинтересованное лицо надлежит возложить обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя. Устранение допущенных нарушений прав заявителя в рассматриваемой ситуации должно выражаться в повторном рассмотрении заявления Елефтериади Д.В. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с учетом обстоятельств, установленных судом по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 16 декабря 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) об отказе Елефтериади Д.В. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Свердловской области в полном объеме устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Председательствующий
Д.И. Гылкэ
Судьи
Е.С. Шумков
С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.