Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Чикаловой Е.Н., Кунгурцевой И.В.
при секретаре Ким Л.М.
с участием прокурора Бобылевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа "адрес" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации Лесозаводского городского округа на решение Лесозаводского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым
на администрацию Лесозаводского городского округа "адрес" возложена обязанность организовать работы по замене участка тепловых сетей от "адрес", Приморского края, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Лесозаводский районный суд с вышеназванным иском, мотивировав заявленные требования тем, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено что тепловые сети от "адрес" являются ветхими и нуждаются в замене. В силу п. 2.2.4 договора аренды муниципального имущества N КГУП "Примтеплоэнерго" приняло на себя обязательства по проведению текущего ремонта арендованного имущества, а также по проведению капитального ремонта на сумму ... рублей в объеме, согласованном в ремонтной программе, в силу п. 2.2.4 договора аренды муниципального имущества N на сумму ... рублей в объеме, согласованном в ремонтной программе. Между тем, в ремонтную программу филиала "Лесозаводский" КГУП "Примтеплоэнерго", проведение работ по замене участка тепловых сетей котельной N от "адрес" не включено. Поскольку работы по замене участка тепловой сети от "адрес" относятся к капитальному ремонту, не включенному в ремонтную программу КГУП "Примтеплоэнерго", обязанность по их проведению возлагается на собственника имущества - администрацию Лесозаводского городского округа. Не проведение работ по замене участка тепловых сетей от "адрес" создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей Лесозаводского городского округа, проживающих в жилых домах, в которые отопление подается по тепловым сетям, находящимся в аварийном состоянии и нуждающимся в замене, ставит под угрозу нормальное прохождение отопительного сезона, возможность получения качественных услуг теплоснабжения, а также является предпосылкой создания чрезвычайной ситуации в связи с авариями на данном участке тепловых сетей. Непринятие своевременных мер к прекращению незаконного бездействия ответчика может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Лесозаводского городского округа.
В судебном заседании прокурор Харченко Ю.Ю. уменьшила объем исковых требований, просит обязать ответчика организовать работы по замене участка тепловых сетей от "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Настаивала на удовлетворении указанных требований по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель администрации Лесозаводского городского округа не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представлены письменные возражения за исковые требования прокурора.
Представитель третьего лица КГУП "Примтеплоэнерго" Дубинин С.А. полагал, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Лесозаводского городского округа, подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании исследованных доказательств судом установлен факт нахождения тепловых сетей на участках тепловых сетей от "адрес" в ветхом состоянии. Так, тепловые сети на указанном участке имеют коррозионный износ, частичное разрушение отдельных составляющих частей. Кроме того, имеется разрушение теплоизоляционного и покрывного слоя.
В результате обследования тепловых сетей на указанном участке комиссией, состоящей из представителей органа местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжающей организации, а также инженера, была установлена необходимость в проведении капитального ремонта тепловых сетей.
Указанный участок тепловых сетей является муниципальной собственностью администрации Лесозаводского городского округа, что подтверждается договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ N и договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с которым администрацией Лесозаводского городского округа КГУП "Примтеплоэнерго" в аренду передано муниципальное имущество в соответствии с Приложением N договора аренды N N, в том числе подземные участки тепловых сетей котельной N протяженностью ... п.м., Приложением N договора аренды N 10, в том числе подземные участки тепловых сетей котельной N протяженностью ... п.м.
В силу п. 2.2.4 договора аренды муниципального имущества N КГУП "Примтеплоэнерго" приняло на себя обязательства по проведению текущего ремонта арендованного имущества, а также по проведению капитального ремонта на сумму ... рублей в объеме, согласованном в ремонтной программе, в силу п. 2.2.4 договора аренды муниципального имущества N на сумму ... рублей в объеме, согласованном в ремонтной программе. Между тем, в ремонтную программу филиала "Лесозаводский" КГУП "Примтеплоэнерго", проведение работ по замене участка тепловых сетей котельной N от "адрес" не включено.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О теплоснабжении" (далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ).
В этом же законе определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Поскольку непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене спорного участка тепловых сетей может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - жителей "адрес" в жилищно-коммунальной сфере и поставит под угрозу их жизнь и здоровье, суд правомерно признал бездействие администрации Лесозаводского городского округа, как собственника имущества, по неорганизации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей незаконным.
Возлагая обязанность по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей на администрацию городского округа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделённая полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работу уполномоченных лиц в целях защиты прав неопределённого круга лиц - жителей Лесозаводского городского округа на получение надлежащего и соответствующего нормам СНиП теплоснабжения.
Выводы суда согласуются с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ, предусматривающими, что к вопросам местного значения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании норм закона, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей на администрацию городского округа, как собственника имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Лесозаводского городского округа является ненадлежащим ответчиком, на законе не основан.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации мероприятий по ремонту спорного участка тепловых сетей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, повлечёт дополнительные расходы бюджета городского округа, не является обстоятельством, влекущим освобождение органа местного самоуправления от возложенной судом обязанности. Кроме того, ответчик вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, ссылаясь на указанные обстоятельства.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для данного дела.
Нарушений норм материального, процессуального права при рассмотрении данного гражданского дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 10 декабря 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лесозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.