Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Александровой М.В., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре Ким Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цаюк Ю.А. к ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" о взыскании доплаты материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки по апелляционной жалобе ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
С ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" в пользу Цаюк Ю.А. взыскана доплата материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3425,06 рублей, компенсация морального вреда в размере 500 рублей.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цаюк Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" о взыскании доплаты материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, указав, что работает в должности ... , которое находится на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю". Ее должность в штате N - ... , поименована "гражданский персонал".
Начисление заработной платы производится по приказу Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ N N, в ДД.ММ.ГГГГ ей выплачена материальная помощь без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.
Просила взыскать с ответчика доплату материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера должностного оклада на момент рассмотрения спора с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в сумме 3425,06 рублей (с учетом вычета подоходного налога в размере 2980,06 рублей), компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебное заседание Цаюк Ю.А. не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что материальная помощь не относится к заработной плате и начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на неё не производится. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласился ответчик ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю", им подана апелляционная жалоба, в которой указывает на неправильное определение судом обстоятельств, нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с законом.
По материалам дела установлено, что Цаюк Ю.А. работает в должности ... , которое находится на финансовом обеспечении ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю". Ее должность в штате N - ... , поименована "гражданский персонал".
Начисление заработной платы производится по приказу Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ N N. В ДД.ММ.ГГГГ ей выплачена материальная помощь без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.
Принимая решение о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, суд исходил из того, что материальная помощь, как предусмотренная системой оплаты труда, входит в состав заработка и поэтому может учитываться при начислении на заработок районного коэффициента и процентных надбавок.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда исходя из следующего.
В силу ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Правовое регулирование вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляется нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из статьи 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Суд первой инстанции установил, что выплата истцу материальной помощи определена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства", Приказом Министра обороны РФ от 2001 г. N 90.
Поскольку материальная помощь связана с надлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей, она подлежит отнесению к системе оплаты труда.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что данная материальная помощь носит не разовый характер, а стимулирующий характер.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статьям 316, 317 ТК РФ размер процентной надбавки к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу ст. ст. 10, 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
По Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 (ред. от 02.10.2009) "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов; премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов; материальной помощи - в размере 2 должностных окладов; ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов(подпункт "а" пункта 4).
Согласно подпункта "б" пункта 4 указанного Постановления Правительства РФ фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализируя во взаимосвязи указанные нормы права, следует сделать вывод о том, что, в состав денежного довольствия, на которое начисляются процентные надбавки и коэффициенты, включается и материальная помощь.
Поскольку факт невыплаты истцу районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 425 рублей 06 копеек нашел подтверждение в ходе слушания дела и не опровергнут ответчиком, вывод суда об удовлетворении заявленных требований в этой части является верным.
Решение суда является правильным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, что указанная материальная помощь носит разовый характер и не относится к заработной плате, следовательно на нее не производится начисление районного коэффициента и процентных надбавок судебная коллегия находит несостоятельными, как противоречащие выше указанным нормативным актам, материалам дела.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.