Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Морозовой Л.В., Кудряшова В.К., при секретаре Лексиковой Е.А. в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Б.В.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 11 декабря 2014г. по иску Б.В.В. к администрации г. Оренбурга, Правительству Оренбургской области о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании включить в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад, объяснения Б.В.В. и ее представителя Парфеновой О.В,, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Азямовой О.П., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако администрацией г. Оренбурга ей было отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права на предоставление жилого помещения.
Просила суд: признать незаконным постановление администрации г.Оренбурга от 03.09.2014г. N2037-п в части отказа ей во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном образовании "город Оренбург"; обязать администрацию г. Оренбурга включить ее в вышеуказанный Список в порядке очередности по состоянию на 03.09.2014г. и обязать администрацию г. Оренбурга предоставить ей за счет средств бюджета Оренбургской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м, расположенное в границах г.Оренбурга.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга Шипилов П.Г., в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Б.В.В. до достижения 23 лет не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Б.В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Б.В.В. родилась ***., ее родителями указана мать - Б.А.Б., а сведения об отце Б.В. записаны со слов матери.
17.01.2000г. ее мать М.А.Б. отказалась от воспитания своей дочери Б.В.В. и распоряжением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 08.11.2001 N1187-р, над несовершеннолетней Б.В.В. было установлено попечительство.
Согласно справке отдела образования администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 03.04.2013г. N44 Б.В.В. имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей.
Б.В.В. была зарегистрирована по адресу: *** в период с 12.01.1999г. по 17.10.2012г., в настоящее время проживает по адресу: ***, где зарегистрирована с 24.10.2012г. по месту жительства.
Из сообщения администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 25.06.2014г. следует, что Б.В.В. находясь под опекой, на основании распоряжения администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 08.11.2001г. N1187-р, в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была включена, жилье на территории МО Переволоцкий район ей не предоставлялось.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 03.09.2014г. N2037-п истцу было отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в такой список могут быть включены лица указанной категории до 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что у истца в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, отказ администрации во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является законным.
Указанный вывод суда первой инстанции является верным.
На момент окончания пребывания истца в образовательном учреждении *** в 2006году (истцу исполнилось 22 года), действовали положения Жилищного Кодекса РФ, которые определяли основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, порядок принятия граждан на учет и порядок предоставления жилых помещений, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Статьей 57 ЖК РФ было предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с положениями жилищного законодательства право на получение жилого помещения носит заявительный характер. Следовательно, с момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" а также статьи 1 этого же закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Как следует из материалов дела, истец с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения, до достижения 23 лет не обращалась, следовательно, право на обеспечение жилым помещением истцом не было реализовано.
1 января 2013г. вступили в силу изменения в законодательство, регулирующие отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений.
Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавшего законодательства.
Судом установлено, что истец с заявлением в администрацию г. Оренбурга о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обратилась в возрасте 30 лет. Каких-либо доказательств наличия у истца уважительных причин, препятствующих до достижения ею 23 лет, подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо о предоставлении жилого помещения, не представила.
Таким образом, поскольку на момент обращения истца с заявлением о включении ее в вышеуказанный Список, она достигла возраста 30 лет, следовательно, истец не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В связи с чем, судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о включении истца в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставлении жилья по основаниям, предусмотренным вышеуказанным законом.
Доводы жалобы о том, что законодательством не предусмотрено обязательное условие для предоставления жилья- как постановка до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и что действующее законодательство признает за лицами достигшими 23-х лет право на обеспечение жилыми помещениями, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании вышеуказанных правовых норм.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.В.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.