Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Прокаевой Е.Д.
при секретаре Циунель Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова С.В. к Государственному учреждению - Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение по апелляционной жалобе Михайлова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 ноября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Михайлов С.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, указав, что (дата) года он зарегистрировал у ответчика заявление на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Однако в установленный законом 10-дневный срок сообщение о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда, ответчиком в его адрес направлено не было.
Считая действия ответчика нарушающими права инвалида на реабилитацию, просил суд обязать ответчика предоставить ему на основании заявления от (дата) года путевку на санаторно-курортное лечение за (дата) год в учреждение и продолжительностью в соответствии с профилем заболевания.
Истец Михайлов С.В. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Колесник Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований Михайлова С.В. о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказано.
В апелляционной жалобе Михайлов С.В. выразил свое несогласие с решением суда, указав на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
03 февраля 2015 года судебная коллегия по гражданским делами Оренбургского областного суда вынесла определение о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации в связи с рассмотрением дела в отсутствие Михайлова С.В., не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении судом апелляционной инстанции дела по правилам производства в суде первой инстанции истец Михайлов С.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Колесник Е.Г. с исковыми требованиями истца не согласилась и просила в их удовлетворении отказать.
Заслушав судью-докладчика, пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Принятое по делу решение приведенным требованиям не отвечает.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу ст. 113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ст. 155 ГПК Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданском делу лиц явился, извещены ли неявившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия (ч. 1 ст. 161 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Как установлено судом апелляционной инстанции, данное гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца Михайлова С.В., извещенного ненадлежащим образом о месте проведения судебного заседания, в результате чего истец был лишен возможности участвовать в судебном разбирательстве, давать объяснения и представлять доказательства по делу.
При таких обстоятельствах решение суда от 26 ноября 2014 года противоречит нормам гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации, его нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело рассмотрению по существу.
Статья 7 Конституции Российской Федерации указывает на то, что Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Как следует из материалов дела, Михайлов С.В. с (дата) года является инвалидом ***, что подтверждается справкой серии N.
Согласно справке УПФР (ГУ) в городе Оренбурга N от (дата) года Михайлов С.В. имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний с (дата) года по (дата) года.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Согласно п. 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 864 от 29 декабря 2004 года, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности, Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Заявление об оказании государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение было подано Михайловым С.В. в Оренбургское региональное отделение ФСС (ГУ) (дата) года, с приложением необходимых документов, в том числе справки по форме N
В соответствии с уведомлением N от (дата) года, заявление Михайлова С.В. от (дата) года зарегистрировано региональным отделением (дата) года, регистрационный номер N. В уведомлении также указано, что о сроке заезда заявителю будет сообщено дополнительно.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции право Михайлова С.В. на получение санаторно-курортного лечения в (дата) году ответчиком не оспаривалось.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, в связи с чем исковые требования Михайлова С.В подлежат удовлетворению.
Ссылка представителя ответчика на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации является несостоятельной, судебная коллегия ее не принимает во внимание, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав.
Ссылка ответчика на то что, что предоставление указанной услуги обусловлено очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, несостоятельна.
Из приведенных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Учет граждан, имеющих право на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги, лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленным в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств.
Предоставление ответчиком указанной услуги в соответствии с очередностью постановки граждан на учет для получения бесплатного санаторно-курортного лечения, обусловленное недостатком бюджетных средств, не является основанием для лишения гражданина, принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Отсутствие денежных средств не предполагает изменения предусмотренного федеральным законодателем условия механизма реализации права инвалида на получение бесплатного санаторно-курортного лечения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 ноября 2014 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Михайлова С.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Михайлову С.В., (дата) года рождения путевку на санаторно-курортное лечение за *** год в учреждение и продолжительностью в соответствии с профилем заболевания.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.