Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лепиной Л.Л., Пелевиной Н.В.
при секретаре Шанцевой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филимоненко Е.В. на решение Галичского районного суда Костромской области от 1 сентября 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления Филимоненко Е.В. к администрации городского округа - город Галич Костромской области о признании отказа в выдаче согласования на проведения работ по установке индивидуального газового отопления незаконным и обязании выдать согласование на проведения работ по установке индивидуального газового отопления отказать.
Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав объяснения Филимоненко Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филимоненко Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании незаконных действий администрации городского округа - город Галич Костромской области, указав следующее. Заявитель является собственником квартиры N N, расположенной по адресу: "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ она, Филимоненко, обратилась в администрацию городского округа - город Галич Костромской области с заявлением о выдаче согласования на проведение работ по установке индивидуального газового отопления в принадлежащей ей квартире и отключению от центрального отопления. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрацией городского округа - город Галич Костромской области в выдаче согласования на проведение работ было отказано в связи с тем, что в представленной проектной документации выявлено ее несоответствие требованиям ст. 51 ГрК РФ, поскольку указанные в проекте работы затрагивают общедомовую систему отопления и относятся к реконструкции, а также п. 3 ст. 36 ЖК РФ, т.к. отсутствует согласие всех собственников помещений жилого дома. Считает отказ незаконным, поскольку в квартире она хочет провести переустройство системы отопления, а не реконструкцию жилого помещения, не будет присоединять к нему часть общего имущества в многоквартирном доме, а также изменять границы помещения. Работы по переустройству системы отопления в ее квартире не затрагивают надежность конструкции дома и не влекут возникновения опасности при его эксплуатации. При установке индивидуального отопительного аппарата стены, лестничные марши, крыша и прочие помещения жилого дома изменений по площади не претерпевают. В связи с этим согласования на изменение общедомовой системы отопления со всеми собственниками жилых помещений многоквартирного дома, не требуется, т.к. изменения общедомовой системы отопления не происходит. С учетом изложенного Филимоненко Е.В. просит признать незаконным отказ администрации городского округа - город Галич Костромской области в выдаче согласования на проведение работ по установке индивидуального газового отопления и обязать администрацию городского округа - город Галич Костромской области выдать согласование на проведение работ по установке индивидуального газового отопления.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО "Газпром газораспределение Кострома", ООО "Теплогарант", ООО "Галичская управляющая компания", а также собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Филимоненко Е.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении её требований. Указывает, что при проведении работ общедомовая система отопления останется прежней, будут отключены только радиаторы, расположенные в квартире. Трубопроводы, стояки демонтироваться, переноситься, изменяться не будут. Для устранения потери тепла трубопроводы, стояки в квартире подлежат теплоизоляции, что полностью исключает потерю тепловой энергии. Полагает, что радиаторы, расположенные в квартире, к общему имуществу не относятся, поэтому отключение принадлежащих ей на праве собственности приборов отопления, радиаторов не требует получения согласия собственников жилых помещений. Для переустройства жилого помещения никаких других документов, кроме указанных в ч.2 ст. 26 ЖК РФ, предоставлять в орган, осуществляющий согласование, не нужно. В ее квартире будет проведено переустройство системы отопления, а не реконструкция жилого помещения. Работы по переустройству системы отопления в квартире не затрагивают конструктивной надежности дома и не влекут возникновения опасности при его эксплуатации. При установке индивидуального отопительного аппарата стены, лестничные марши, крыша и прочие помещения жилого дома изменений по площади не претерпевают. В связи с этим согласования на изменение общедомовой системы отопления с собственниками жилья дома N N по "адрес" не требуется, так как изменения общедомовой системы отопления не происходит. Из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вопрос о согласии собственников жилых помещений данного дома на переустройство центрального отопления на систему индивидуального отопления разрешен в установленном порядке. Теплоснабжающей организацией были выданы технические условия, проект был изготовлен организацией, имеющей право осуществлять проектирование, представленный проект согласован с теплоснабжающей организацией. Судом не указано, на основании каких конкретно законодательных актов данный проект должен быть согласован с теплоснабжающей организацией. Администрацией не представлено доказательств того, что в случае установки индивидуального отопления в ее квартире будут нарушены права и интересы других жильцов многоквартирного дома, будет создана угроза их жизни и безопасности. Также не представлены доказательства о несоответствии проекта нормам и правилам проектирования. В отказе администрации о каких-либо претензиях к проекту не говорилось, а описки, допущенные в проекте, были устранены в ходе судебного разбирательства. Отказ в выдаче разрешения на установку индивидуального газового отопления нарушает ее права, как собственника жилого помещения, на пользование им. Отказ собственников двух квартир в даче согласия на установку в ее квартире индивидуального газового отопления, по ее мнению, следует расценивать как злоупотребление правом, т.к. они назвали только одну причину своего несогласия - ухудшения подачи тепла в их квартиры, но ничем не обосновали свои доводы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации городского округа - город Галич Костромской области Виноградова М.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Филимоненко Е.В. - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Филимоненко Е.В. принадлежит на праве собственности квартира N N, расположенная по адресу: "адрес".
Данная квартира находится на первом этаже двухэтажного жилого дома, который подключен к центральной системе отопления и газоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ Филимоненко Е.В. обратилась в отдел архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Галич Костромской области с заявлением о переустройстве принадлежащей ей вышеуказанной квартиры, приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации права собственности; проекты по внутреннему устройству газоснабжения и теплоснабжения в квартире; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрация городского округа - город Галич Костромской области отказала Филимоненко Е.В. в выдаче согласования на проведение работ по переустройству системы отопления квартиры в связи с тем, что при проведении экспертизы представленной проектной документации выявлено ее несоответствие требованиям законодательства, а именно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (указанные в проекте работы затрагивают общедомовую систему отопления и относятся к реконструкции), а также ч.3 ст.36 ЖК РФ (отсутствие согласия всех собственников помещений жилого дома).
Отказывая в удовлетворении требований Филимоненко Е.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на техническую возможность отключения квартиры заявителя от центрального отопления и перехода её на индивидуальное отопление, отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального газового отопления предусматривает изменение общедомовой системы отопления, поскольку трубопроводы, проходящие по квартире Филимоненко Е.В., являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Следовательно, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений такого дома. Кроме того, суд учел, что представленная Филимоненко Е.В. проектная документация не согласована с теплоснабжающей организацией ООО "Теплогарант".
Судебная коллегия, оценив представленные доказательства, соглашается с указанными выводами суда, поскольку они не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно перечню, установленному ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Пунктом 1 ст.290 ГК РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Частью 2 ст.40 ЖК РФ предусмотрено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что находящиеся в квартире заявителя трубопроводы отопления (стояки) отопления служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального газового отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем судом установлено, что согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение такого переустройства квартиры на момент обращения заявителя в администрацию получено не было, и до настоящего времени такого согласия не имеется. Указанные обстоятельства Филимоненко Е.В. в суде не оспаривались.
Кроме того, п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, экскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также носить изменения во внутридомовые инженерные системы.
По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Как видно из проектной документации "данные изъяты", представленной заявителем в администрацию городского округа - город Галич Костромской области, согласованной с "данные изъяты", источником теплоснабжения при переходе на индивидуальное газовое отопление является настенный котел с закрытой камерой сгорания, установленный на кухне. Отвод продуктов сгорания от монтируемого котла - через проектируемый приставной дымовентиляционный канал, выполненный из утепленной трубы. Подача воздуха на горение с фасада по газоплотной трубе через разделительный адаптер. При этом чугунные радиаторы, имеющие запорные краны, демонтируются. Монтируются алюминиевые радиаторы. Оставшиеся после демонтажа радиаторов трубопроводы центральной системы отопления утепляются энергофлексом.
В процессе рассмотрения дела в данном проекте выявлена неточность относительно отвода продуктов сгорания. Заявителем представлена проектная документация "данные изъяты" с устранением допущенной ошибки, где указано, что отвод продуктов сгорания от монтируемого котла происходит через существующий дымовой канал, однако она не согласована с теплоснабжающей организацией "данные изъяты".
Кроме того, техническое заключение не содержит выводов о том, что переустройство в квартире заявителя не угрожает безопасности людей, не создает угрозу их жизни и здоровью, не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ администрации в выдаче разрешения на переустройство системы отопления квартиры соответствует действующему законодательству, и правомерно отказал в удовлетворении требований Филимоненко Е.В. о признании этого отказа незаконным и возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на переустройство системы отопления квартиры.
Ссылка Филимоненко Е.В. на то, что согласие собственников помещений многоквартирного жилого дома на замену отопления внутри квартиры не требуется вообще, поскольку данное оборудование предназначено для обслуживания одной квартиры и общим имуществом не является, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства и поэтому подлежит отклонению.
Иные доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют основания заявленных требований, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, нашли свое отражение в решении и обоснованно были признаны судом несостоятельными.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда соответствует требованиям закона, его выводы подробно мотивированы со ссылками на нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Таким образом, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Галичского районного суда Костромской области от 1 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Филимоненко Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.