Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей: Козиной Е.Г., Старинновой Л.Д.
с участием секретаря судебного заседания Щетининой О.Р..
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Мордовия Неясовой Л.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Шкурченко В.А., действующий в интересах Маковеевой Л.В. и Федорова А.В., обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Мордовия о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних, переданных под опеку, указав, что Е.Н.В. является опекуном Маковеевой Л.В. и Федорова А.В. на основании распоряжения Главы Пролетарского района г. Саранска N 394 от 27 мая 2002 года. Выплата денежных средств опекуну на содержание детей назначена с 05 марта 2002 года, которая в 2002-2004 годах производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Республике Мордовия). В соответствии с произведенными расчетами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации N 409 и данными Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Мордовия, за 1994-2004 годы на опекаемого Федорова А.В. должно было быть выплачено: за 2002 год (с марта) - "данные изъяты", за 2003 год - "данные изъяты", за 2004 год - "данные изъяты", а всего - "данные изъяты"; на опекаемую Маковееву Л. В. - за 2002 год (с марта) - "данные изъяты", за 2003 год - "данные изъяты", за 2004 год - "данные изъяты", а всего - "данные изъяты". Однако, фактически опекуну на содержание опекаемых было выплачено по "данные изъяты" на каждого. Задолженность по выплате средств на содержание опекаемых составила: Федорову А.В. - "данные изъяты"; Маковеевой Л.В. - "данные изъяты".
Просили суд взыскать с Министерства финансов Республики Мордовия задолженность за период с марта 2002 года по 2004 год включительно сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в пользу Федорова А.В. в сумме "данные изъяты" и индексацию задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере "данные изъяты", а всего "данные изъяты"; в пользу Маковеевой Л.В. в сумме "данные изъяты" и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере "данные изъяты", а всего "данные изъяты".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 октября 2014 года постановлено: "Исковые требования Маковеевой Л.А. и Федорова А.В. удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Мордовия в пользу Маковеевой Л.А. задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в сумме "данные изъяты", индексацию в размере "данные изъяты", а всего "данные изъяты".
Взыскать с Министерства финансов Республики Мордовия в пользу Федорова А.В. задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в сумме "данные изъяты", индексацию в размере "данные изъяты", а всего "данные изъяты""
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Мордовия Неясова Л.Г. с решением суда не согласна, просила его отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Приводит доводы о том, что опекунское пособие выплачивалось в полном объеме в размере, установленном Законом Республики Мордовия. Указывает, что Министерство финансов Республики Мордовия не обладает полномочиями в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по выплате ежемесячного пособия опекунам на их содержание, то есть не является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на данные цели.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов Шкурченко В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Республики Мордовия Неясова Л.Г. не явилась, в заявлении от 24 ноября 2014 года просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Министерства финансов Республики Мордовия (л.д.157).
В судебное заседание истцы Маковеева Л.В., Федоров А.В., не явились, в заявлении просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.150), о причинах неявки в суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истцов Маковеевой Л.В., Федорова А.В. - Шкурченко В.А., действующий на основании доверенностей 13АА0417705 от 27 ноября 2013 года и 13АА0417706 от 27 ноября 2013 года, относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика возразил.
Заслушав объяснения явившегося участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в спорный период регулировались Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), статьей 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; право обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
Согласно статьи 4 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.
Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.
В соответствии со статьей 5 Закона N 159-ФЗ расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим во время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности.
Пунктом 1 названного постановления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199 утверждено положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), которым установлено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Согласно статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) установлено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами о федеральном бюджете в 1994 - 2004 годах были предусмотрены средства финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для финансирования мер социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из приведенных выше нормативных правовых актов, действовавших в спорный период, следует, что Правительство Российской Федерации установило размер и порядок выплаты опекунских пособий, органы государственной власти субъектов Российской Федерации получали соответствующие отчисления из федерального бюджета и обязаны были обеспечить выплату органами опеки и попечительства опекунских пособий исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам конкретного региона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением администрации Пролетарского района города Саранска N 394 от 25 мая 2002 года Е.Н.В. назначена опекуном над несовершеннолетними Федоровым А.В. "дата" года рождения и Маковеевой Л.В. "дата" года рождения и ей назначена выплата пособия с 5 марта 2002 года.
Из справки N 383 от 19 ноября, выданной МКУ "Центр финансово-экономического обеспечения учреждений социальной сферы" городского округа Саранск, следует, что выплата ежемесячного денежного пособия Е.Н.В. на содержание подопечных Федорова А.В. и Маковеевой Л.В. с 05 марта 2002 года производилась в размере "данные изъяты" на ребенка в месяц, с 01 июля 2002 года в размере "данные изъяты" в месяц на ребенка, с 01 января 2004 года в размере "данные изъяты" в месяц на ребенка.
Согласно расчета истцов, подтвержденному сведениями Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Мордовия за период с марта 2002 года по декабрь 2004 года на содержание Федорова А.В. должно быть выплачено: за 2002 год - "данные изъяты", 2003 год- "данные изъяты", 2004 год - "данные изъяты", а всего - "данные изъяты". Размер индексации указанной суммы с учетом роста потребительских цен составляет "данные изъяты".
На содержание Маковеевой Л.В. за период с марта 2002 года по декабрь 2004 года должно быть выплачено: за 2002 года - "данные изъяты", 2003 год - "данные изъяты", 2004 год - "данные изъяты", а всего "данные изъяты". Размер индексации указанной суммы с учетом роста потребительских цен составляет "данные изъяты".
Принимая во внимание указанные выше положения нормативных правовых актов и учитывая, что в спорный период органами местного самоуправления Республики Мордовия за счет средств местных бюджетов самостоятельно финансировалась только часть выплат на содержание детей, находящихся под опекой, а субъект Российской Федерации не обеспечивал реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Республики Мордовия, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам региона, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер произведенных истцам выплат в спорный период не соответствует установленному законом размеру.
На основании представленных доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила на содержание Маковоеевой Л.В. в размере "данные изъяты", на содержание Федорова А.В. - "данные изъяты".
Ввиду того, что назначенное опекунское пособие выплачивалось в меньшем размере, истцам были причинены убытки вследствие инфляционных процессов, суд, руководствуясь положением статьи 15 ГК РФ, удовлетворил исковые требования в части взыскания с ответчика недоплаты по опекунскому пособию с учетом индекса роста потребительских цен.
Доводов, опровергающих произведенный судом расчет задолженности и индексации задолженности, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Республики Мордовия не обладает полномочиями в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по выплате ежемесячного пособия опекунам на их содержание, то есть не является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на данные цели, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
Довод жалобы о недоказанности истцами факта невыплаты денежных средств на их содержание несостоятелен, поскольку исходя из положений статей 12, 56, 249 ГПК РФ, именно на ответчика, как на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, возлагается обязанность доказать надлежащее исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению выплаты органами опеки и попечительства опекунских пособий исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам конкретного региона. Таких доказательств ответчиком суду представлено не было.
По своей сути доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Мордовия Неясовой Л.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи Е.Г. Козина
Л.Д.Стариннова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.