Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П. Скипальской Л.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 09 декабря 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Оськина С.В., Оськиной М.С. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Оськин С.В., Оськина М.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка О., обратились в суд с иском к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи о признании постановления администрации Ковылкинского муниципального района "N" от "дата" об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы семьи Оськиных незаконным; обязании администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия восстановить Оськина С.В. и членов его семьи в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2015 году по Ковылкинскому муниципальному району, обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить Оськина С.В. и членов его семьи в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2015 году и список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2015 год в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в первоочередном порядке; обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; обязании администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия выдать Оськину С.В. на семью в составе трех человек свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование требований указали, что в августе 2007 года они обратились в администрацию Ковылкинского муниципального района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. "дата" их семья признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Письмом от 28 октября 2011 года администрация Ковылкинского муниципального района сообщила им, что постановлением администрации Ковылкинского муниципального района "N" от "дата" их семья исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (достижение одного из супругов 36-летнего возраста). Однако на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме их семья отвечала требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, но, являясь участницей программы, из-за бездействия администрации не была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2012 году по Ковылкинскому муниципальному району. Вследствие этого они не были включены Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи в сводный список. Считали, что нарушенное право их семьи может быть устранено посредством включения их в сводный список на 2015 год.
Просили признать постановление администрации Ковылкинского муниципального района "N" от "дата" об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы семьи Оськиных незаконным; обязать администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия восстановить Оськина С.В. "дата" года рождения и членов его семьи - жену Оськину М.С. "дата" года рождения, сына О. "дата" года рождения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2015 году по Ковылкинскому муниципальному району; обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи включить Оськина С.В. и членов его семьи - Оськину М.С., сына О. в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2015 году и список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2015 год в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в первоочередном порядке; обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; обязать администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия выдать Оськину С.В. на семью в составе трех человек: Оськин С.В. "дата" года рождения, Оськина М.С. "дата" года рождения, О. "дата" года рождения свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25 сентября 2014 года исковые требования Оськина Сергея Владимировича, Оськиной Марины Сергеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка О., к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи удовлетворены частично.
Признано незаконным постановление администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" "Об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
На администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность восстановить Оськина Сергея Владимировича "дата" года рождения, Оськину Марину Сергеевну "дата" года рождения, О. "дата" года рождения в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Оськин С.В., Оськина М.С. частично не соглашаясь с решением суда, считали его незаконным и необоснованным ввиду не соответствия выводов суда обстоятельствам дела, неполной правовой оценки действий ответчиков, постановленным при неправильном применении норм материального права. Указали на то, что суд неправомерно отклонил доводы представителя администрации Ковылкинского муниципального района о том, что в июне и августе 2011 года она направляла списки молодых семей в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи (23 июня 2011 года исх. N 2375, 31 августа 2011 года исх. N 3476), в которые была включена семья Оськиных за номерами 14 и 15, соответственно, поскольку Государственным комитетом данные списки не получены. Именно список администрации Ковылкинского муниципального района от 31 августа 2011 года являлся списком молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году в Ковылкинском муниципальном районе, который формируется ОМС до 01 сентября, и в который, согласно материалам дела, их семья была включена. Их требование об обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить Оськина С.В. и членов его семьи в сводный список молодых семей - участников подпрограммы в первоочередном порядке судом не рассматривалось, правовая оценка бездействию ответчика - Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи не дана. Считают, что неполучение ответчиком документов не должно каким-либо образом ущемлять права их семьи на получение социальной выплаты. Просили решение суда в части отказа в удовлетворении иска об обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить Оськина С.В. и членов его семьи - Оськину М.С., сына О. в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2015 году, и список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2015 год в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в первоочередном порядке, выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; обязании администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия выдать Оськину С.В. на семью в составе трех человек: Оськин С.В. "дата" года рождения, Оськина М.С. "дата" года рождения, О. "дата" года рождения свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома отменить, исковые требования в указанной части удовлетворить в полном объеме.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что истцы Оськин С.В., Оськина М.С., представитель ответчика администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 159, 162, 165, 166, 167), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснение представителя ответчика Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи Нарайкиной Н.В., просившей решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы истцов, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 года, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлен порядок предоставления социальных выплат и механизм использования таких выплат, в соответствии с пунктом 18 которых основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Пункт 6 Правил предусматривает, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая условию, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Согласно пунктам 20-25 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Согласно пунктам 5-7Порядка реализации правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 года N 487, администрации муниципальных образований, отобранные уполномоченным органом для участия в подпрограмме, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по дате признания и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Списки направляются в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Уполномоченный орган на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Мордовия и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В список претендентов на получение социальной выплаты в первую очередь включаются молодые семьи, в которых возраст каждого или одного из супругов (возраст одного родителя в неполной семье) достиг 34 лет (подпункт 5 пункт 9).
Из материалов дела усматривается, что "дата" Оськин С.В. подал заявление в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о принятии семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 33).
Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" был утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Ковылкинского муниципального района "N" от "дата", согласно которому было принято решение о признании семьи Оськина С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 56-63).
"дата" Оськин С.В. обратился в администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с представлением всех необходимых документов (64-65).
Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от "дата" "N" семья в составе: супруг Оськин С.В. "дата" года рождения, супруга Оськина М.С. "дата" года рождения, сын О. "дата" года рождения, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 76).
Таким образом, на момент принятия органом местного самоуправления решения о признании семьи Оськиных нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации указанной подпрограммы возраст каждого из супругов не превышал 35 лет, то есть семья истцов соответствовала требованиям, установленным Правилами.
Вместе с тем, постановлением администрации Ковылкинского муниципального района от "дата" "N" семья в составе: супруг Оськин С.В. "дата" года рождения, супруга Оськина М.С. "дата" года рождения, сын О. "дата" года рождения, исключена из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (достижение одного из супругов 36-летнего возраста) (л.д. 77).
Суд пришел к обоснованному выводу о признании указанного постановления незаконным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена. Предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истцов Оськиных о восстановлении их семьи в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. При этом суд исходил из того, что семья Оськиных на момент формирования списка претендентов на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации названной подпрограммы отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, была признана участницей подпрограммы постановлением администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от "дата".
Пунктом 4 Правил установлено, что выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно пункту 26 Правил в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, так как существует установленный порядок, в соответствии с которым для получения свидетельства необходима выписка из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году; семья Оськиных не была включена в сводный список. Выдаче свидетельства на получение социальной выплаты предшествует процедура подачи молодой семьей заявления о выдаче свидетельства, в котором молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении, и необходимых документов (пункты 26, 27 Правил). Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений, по результатам которой имеет право в установленных пунктом 25 Правил случаях отказать в выдаче свидетельства.
Кроме этого, суд правомерно отказал в удовлетворении требований истцов к Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи о включении Оськина С.В. и членов его семьи в сводный список молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в 2015 году, и список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2015 год в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в первоочередном порядке. Судом не установлено нарушения указанным ответчиком прав, свобод или законных интересов истцов, возникновение материально-правовой обязанности данного ответчика; какие действия совершил данный ответчик по отношению к истцам, при каких обстоятельствах, какие права истцов нарушены этими действиями.
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы истцов о том, что их требование об обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить Оськина С.В. и членов его семьи в сводный список молодых семей - участников подпрограммы в первоочередном порядке судом не рассматривалось, судебной коллегией отклоняется.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истцов в суде первой инстанции, были предметом исследования и последующей оценки в судебном решении. Указанные доводы не содержат каких-либо объективных данных, позволяющих судебной коллегии не согласиться с выводами суда первой инстанции и дать иную оценку представленным сторонами доказательствам, правильность постановленного по делу решения не опровергают, основанием к отмене решения служить не могут.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оськина С.В. Оськиной М.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.