Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
с участием секретаря Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 декабря 2014 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 сентября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Саранск об оспаривании бездействия городской администрации, не принимающей меры по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора, и об оборудовании контейнерных площадок.
В обоснование исковых требований указал, что на территории посёлка "адрес" г. Саранска организованы контейнерные площадки для сбора твёрдых бытовых отходов. Контейнерные площадки не имеют водонепроницаемого покрытия, ограждения и подъездных путей для автотранспорта, что не отвечает требованиям пункта 2.1.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и требованиям пунктов 8.2.4, 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы". Вследствие этого нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Саранск относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
С учётом уточнения просил суд признать незаконным бездействие городской администрации, не принимающей меры по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора, и обязать городскую администрацию в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки водонепроницаемым покрытием, бордюрами по периметру и подъездными путями для автотранспорта.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 сентября 2014 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Тарасков И.Ю., представляющий интересы Администрации городского округа Саранск на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок на городскую администрацию не возложена; администрация не обеспечена необходимыми финансовыми средствами для оборудования контейнерных площадок. Указывает на то, что прокурором заявлены незаконные требования по оборудованию контейнерных площадок, расположенных в нарушение положений СанПин 42-128-4690-88 и СанПин 2.1.2.2645-10 на расстоянии 15 м от жилых домов.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г., указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. просила оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду её несостоятельности.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации Октябрьского района городского округа Саранск, КУ городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица были извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу положений пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пункта 24 части 1 статьи 9, пункта 12 статьи 35 Устава городского округа Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N177, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Саранск относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
На основании пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на пересечении улиц "адрес" и "адрес", напротив домов "N", "N" по улице "адрес", на пересечении улиц "адрес" и "адрес", по улице "адрес" дом "N", напротив домов "N", "N" по улице "адрес", на пересечении улиц "адрес" и "адрес" города Саранска, расположены открытые контейнерные площадки для сбора мусора.
Контейнерные площадки не имеют водонепроницаемого покрытия, ограждения и подъездных путей для автотранспорта, что не отвечает требованиям пункта 2.1.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и требованиям пунктов 8.2.4, 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Мер по оборудованию контейнерных площадок Администрация городского округа Саранск, обладающая на территории городского округа полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не принимает.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое бездействие городской администрации следует признать незаконным и на городскую администрацию должна быть возложена обязанность оборудования контейнерных площадок для сбора мусора.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Контейнерные площадки расположены на территории городского округа Саранск на несформированных земельных участках, то есть на муниципальных земельных участках, в связи с чем решение вопроса об оборудовании контейнерных площадок относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок на городскую администрацию не возложена, отклоняются.
Земельные участки, на которых расположены контейнерные площадки, не сформированы, а, следовательно, контейнерные площадки к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах не относятся и обязанность по оборудованию контейнерных площадок на управляющих компаниях не лежит. Доказательств обратному суду не представлено.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
К тому же в силу положений статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
Поэтому в случае неисполнения обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора мусора на соответствующий орган местного самоуправления может быть возложена обязанность оборудования контейнерных площадок, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Соответственно, Администрация городского округа Саранск обладает на территории городского округа полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и не принимает меры по оборудованию контейнерных площадок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация не обеспечена необходимыми финансовыми средствами для оборудования контейнерных площадок, отклоняются.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по оборудованию контейнерных площадок не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором заявлены заведомо незаконные требования по оборудованию контейнерных площадок, расположенных в нарушение положений СанПин на расстоянии менее 15 м от жилых домов, не влекут отмену решения суда.
В пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Данный пункт не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние (от 20 м до 100 м), а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
Размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека. Данная позиция также нашла своё отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. N АПЛ12-27.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.