Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О. Ганченковой В.А.
при секретаре Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе Ширшикова В.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 октября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ширшиков В.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании постановления в части снятия его семьи с составом из четырёх человек с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований указал, что решением Администрации городского округа Саранск от 2 ноября 1994 г. "N" он с составом семьи из четырёх человек включен в очередь на получение жилого помещения за номером 1646 - в общем списке, за номером 717 - в льготном. 16 апреля 2014 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации об очерёдности в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2014 г. N620-ЖУ ему сообщено, что постановлением Администрации городского округа Саранск от 23 апреля 2014 г. "N" он с составом семьи из четырёх человек снят с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как с 1998 года утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56, часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Считает указанное постановление незаконным, нарушающим его права и права членов его семьи на получение государственной поддержки, поскольку с момента постановки на учёт (с 1994 года) они не улучшили свои жилищные условия, не получали какой-либо государственной поддержки и до настоящего времени жилым помещением не обеспечены.
Просит признать незаконным постановление Администрации городского округа Саранск от 23 апреля 2014 г. "N" в части снятия Ширшикова В.Н. с составом семьи из четырёх человек с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию городского округа Саранск восстановить его с составом семьи из четырёх человек: Ширшиков В.Н., его супруга Ширшикова А.И., дочь Гребенцова Т.В., сын Ширшиков А.В. на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 октября 2014 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ширшикова А.И., представляющая интересы Ширшикова В.Н. на основании доверенности, просила решение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Отмечает, что в период постановки семьи Ширшикова В.Н. на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994 году действовал Жилищный кодекс РСФСР, согласно статье 32 которого право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения. Утверждает, что своё право на получение жилого помещения его семья не реализовала, с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий снята не была. Обращает внимание на то, что на момент снятия его семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они проживали в квартире, общей площадью 61,19 кв.м., жилой - 45,06 кв.м., т.е. на каждого члена семьи Ширшикова В.Н. приходилось по 15,3 кв.м., что менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в размере 18 кв.м. на одного человека. Кроме них в квартире проживают супруг дочери Гребенцовой Т.В. и их дочь. Другой недвижимости ими не приобреталось.
В судебное заседание Ширшиков В.Н., его представитель Фадеева Н.Н., третьи лица Ширшикова А.И., Ширшиков А.В., Гребенцова Т.В., представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей в период возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населённом пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Согласно части первой статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В силу части первой статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Частью второй статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Согласно пункту 20 Порядка учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждённому постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (действовавшего до 1 марта 2005 г.), право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Согласно подпункту "а" пункта 20 указанного Порядка граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с пунктом 42 Примерных Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО1, утверждённых Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N335, предоставляемое, гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, устанавливаемом Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах автономной республики, края, области, городах Москве и Ленинграде.
Согласно пункту 42 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профсоюзов от 3 декабря 1984 г. N 518, жилое помещение предоставляется на одного человека, как правило в размере 9 кв.м., и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда в населенных пунктах Мордовской АССР.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 5 октября 1994 г. Ширшиков В Н., проживая в квартире, расположенной по адресу: г -1-, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой - "данные изъяты" кв.м., с составом семьи из четырёх человек обратился к Главе администрации Октябрьского района г. Саранска с заявлением о включении его в очередь для получения жилого помещения.
Решением администрации Октябрьского района г. Саранска от 2 ноября 1994 г. "N" Ширшиков В.Н. с составом семьи из четырёх человек включены в очередь на получение квартиры.
16 декабря 1998 г. Ширшиков А.В. с сыном Ширшиковым В.Н. зарегистрированы в государственной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: -2-, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой - "данные изъяты" кв.м.
20 июня 2001 г. Ширшиковы произвели обмен двухкомнатной государственной квартиры, расположенной по адресу: -2- находящейся в найме у Ширшикова В.Н. и приватизированной однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: -1- на квартиру, расположенную по адресу: -3-, а также корешками обменных ордеров "N" и "N" от 26 июля 2001 г.
На основании договора обмена от 20 июня 2001 г. Ширшикову В.Н. перешли права и обязанности по найму государственной квартиры, расположенной по адресу: -3-. Данная квартира состоит из трёх комнат общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе жилой площадью "данные изъяты" кв.м. В качестве членов семьи нанимателя указаны ШиршиковаА.И., Ширшикова Т.В. и Ширшиков А.В.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 февраля 2010 г. Ширшикова А.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: -3-.
Согласно выписке из домовой книги от 3 апреля 2014 г. по указанному адресу зарегистрированы: глава семьи Ширшикова А.И., муж Ширшиков В.Н., дочь Гребенцова Т.В., сын Шишршиков А.В., внучка Г.А.С., зять Г.С.Г..
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 23 апреля 2014 г. "N" Ширшиков В.Н. с составом семьи из четырёх человек исключен из списка очерёдности, так как с 1998 года утрачены основания, дающие право на получение ого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Признавая постановление Администрации городского округа Саранск законным, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Ширшиков В.Н. и члены его семьи в 1998 г. утратили основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма, и были обоснованно сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и подтверждён имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из материалов дела следует, что истец и члены его семьи на момент постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживали и были зарегистрированы по адресу: -1-, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой - "данные изъяты" кв.м.
16 декабря 1998 г. Ширшиков А.В. с сыном Ширшиковым В.Н. зарегистрированы в государственной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: -2-, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой - "данные изъяты" кв.м.
С учётом этого размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, стал составлять "данные изъяты" кв.м., что более учётной нормы, установленной Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Мордовской АССР и президиума областного совета профсоюзов от 3 декабря 1984 г. N 518.
Таким образом, основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало Ширшикову В.Н. право на получение жилья по договору социального найма, им было утрачено, и в силу части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" он подлежал снятию с учёта.
При таком положении оснований для признания оспариваемого заявителем постановления Администрации городского округа Саранск от 23 апреля 2014 г. "N" незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что в постановлении Администрации городского округа Саранск от 23 апреля 2014 г. "N" указана норма права, согласно которой истец и члены его семьи сняты с учёта, не подлежащая применению, не может повлечь отмену указанного решения ввиду его правильности по существу.
Довод апелляционной жалобы о том, что снятие истца и членов его семьи с учёта противоречит положениям статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, отклоняется как основанный на неправильном толковании указанной нормы права, не учитывающем положения, содержащиеся в части 2 вышеназванной статьи.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент снятия истца и членов его семьи с учёта обеспеченность перечисленных лиц составляла менее 18 кв.м., т.е. менее нормы предоставления, отклоняется как несостоятельный. В 1998 г. имело место улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, т.к. обеспеченность жилой площадью истца и членов его семьи составляла более 9 кв.м., являющейся на тот момент нормой предоставления жилой площади. Последующее изменение законодательства о норме предоставления, не является правовым основанием для сохранения за истцом и членами его семьи права состоять на учёте. В противном случае нарушаются права тех граждан, которые были приняты на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента, когда истец и члены его семьи были обеспечены жилой площадью по норме обеспеченности равной 9 кв.м.
С учётом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что обеспеченность жилой площадью в квартире истца на момент снятия его с учёта, составляла менее учётной нормы, не имеет правового значения, т.к. истец и члены его семьи не обращались с заявлением о постановке их на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после того, как их обеспеченность жилой площадью снизилась до учётной нормы.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и отклоняются.
Судебная коллегия соглашается с оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда вне зависимости от доводов жалобы, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ширшикова В.Н. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.