Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Козиной Е.Г., Козлова А.М.,
с участием секретаря судебного заседания Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - администрации городского округа Саранск Тараскова И.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 октября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., мнение прокурора Межевовой Ю.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с иском в интересах Филимонова Е.В. к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить Филимонову Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указал, что Филимонов Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени Филимонов Е.В. жилым помещением не обеспечен.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 октября 2014 года иск прокурора Ленинского района г. Саранска полностью удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на недостаточность денежных средств, выделенных администрации городского округа Саранск для приобретения жилых помещений для указанной категории граждан. Кроме того, указывает, что в нарушение требований процессуального законодательства к участию в деле не было привлечено Министерство финансов Республики Мордовия.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещерякова И.М. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание истец Филимонов Е.В., представитель ответчика - администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступивших относительно нее возражений, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, мать Филимонова Е.В. - Ф.В.П. решением "данные изъяты" от 02 июня 2000 г. лишена родительских прав, запись об отце отсутствует.
Филимонов Е.В. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Постановлением администрации городского округа Саранск от 04 июля 2014 г. "N" установлен факт невозможности проживания Филимонова Е.В. в занимаемом им жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно постановлению указанной администрации от 24 июля 2014 г. "N" Филимонов Е.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Доказательств наличия у Филимонова Е.В. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции не оспорены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Филимонов Е.В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из содержания приведенных законоположений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. В связи с этим довод апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования. Исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск. Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З). Расчет норматива и распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственного полномочия, производятся на основании методики согласно приложению к настоящему Закону. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Республики Мордовия. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период. О невозможности исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по независящим от них причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать Правительство Республики Мордовия. По смыслу вышеприведенных норм непривлечение в качестве третьего лица Министерства финансов Республики Мордовия на правильность выводов суда первой инстанции о возложении на администрацию городского округа Саранск обязанности предоставить Филимонову Е.В. жилое помещение не влияет и не влечет отмену судебного постановления, следовательно, доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание. При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовияопределила:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - администрации городского округа Саранск Тараскова И.Ю. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Л.Д. Стариннова
Судьи
Е.Г. Козина
А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.