Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 декабря 2014 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе Елаева И.А. и Алешина В.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 ноября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елаев И.А. и Алешин В.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании проведения публичного мероприятия.
В обоснование заявления указали, что 23 октября 2014 г. в Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия ими было подано уведомление о проведении 7 ноября 2014 г. с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на территории памятника В.И.Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, публичных мероприятий в форме митинга и собраний в целях защиты идеи социальной справедливости, выражения требования отмены непомерных налогов и поборов, непомерных коммунальных платежей, побуждения к объединению для противодействия коррупции совместно с общественными объединениями: Мордовским региональным общественным движения "Коммунистическое движение Революционный Фронт"; Мордовское региональное общественное движение "Антикоррупционный Совет"; Мордовское региональное общественное движение "Красноармейское"; "Движение сопротивления коррупции", решения вопроса об объединении в целях эффективного противодействия международной коррупции под лозунгом - "Януковича на нары, Путина с Зюгановым под суд!".
По результатам рассмотрения уведомления Администрацией городского округа Саранск принято решение от 24 октября 2014 г. о невозможности согласовать проведение публичного мероприятия на Советской площади городского округа Саранск Республики Мордовия у памятника В.И. Ленину по мотивам наличия нормативно-правового акта органа власти республики.
Истцы, оспаривая законность вышеназванного решения, полагали, что основания отказа в согласовании проведения публичного мероприятия противоречат части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Утверждали, что основанием отказа в согласовании проведения публичного мероприятия не могло являться то обстоятельство, что к уведомлению приложена лишь копия доверенности на Алешина В.В., так как при подаче уведомления представлялся подлинник доверенности, что в частности подтверждается и текстом самого решения ответчика.
Полагали, что вывод ответчика, положенный в основу отказа об отсутствии в доверенности полномочий на подписание уведомления о проведении публичного мероприятия, является надуманным.
С учётом уточнения просили признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в согласовании публичных мероприятий на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на территории памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину на 7 ноября 2014 г., признать незаконным их бездействие, выразившееся в несогласовании публичных мероприятий, нарушающими их право на свободу мирных собраний, признав необоснованным и неоправданным вмешательством в реализацию их права на свободу мирных собраний, возложив обязанность на Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия по устранению в полном объёме допущенных нарушений их прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению ими прав и свобод.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 ноября 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Елаев И.А. и Алешин В.В. просят решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании Елаев И.А. просил по основаниям указанным в апелляционной жалобе, отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных ими требований.
Представитель Администрации городского округа Исайкин Д.М. просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, оставив апелляционную жалобу без удовлетворения как несостоятельную.
В судебное заседание заявитель Алешин В.В., представитель Министерства культуры и туризма Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трёх дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23 октября 2014 г. Елаев И.А. подал в Администрацию городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия уведомление о проведении публичного мероприятия в форме общего собрания, митинга на Советской площади городского округа Саранск Республики Мордовия на территории памятника Ленину В.И. и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину.
Письмом N "N". от 24 октября 2014 г. за подписью заместителя главы Администрации городского округа Саранск Объедкиной И.М. заявителю было предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести собрание в любом из предложенных мест.
В письме также указано, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. Указанный Федеральный закон не предусматривает подписание уведомления о проведении публичного мероприятия на основании доверенности. Кроме того, приложенная к уведомлению копия доверенности не наделяет полномочиями Елаева И.А. подписывать уведомление о проведении публичного мероприятия как уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Учитывая изложенное, предлагалось устранить указанное замечание путём подачи нового уведомления с учётом изменения места проведения публичных мероприятий и провести собрание, митинг в любом из предложенных мест.
25 октября 2014 г. Елаев И.А. и Алешин В.В. направили по почте в адрес Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия уведомление о проведении вышеуказанного публичного мероприятия. Такое же уведомление Елаев И.А. и Алешин В.В. подали в Администрацию городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия 27 октября 2014 г.
Постановлением Администрации городского округа Саранск "N" от 29 октября 2014 г. согласовано проведение 7 ноября 2014 г. Елаевым И.А. публичного мероприятия - собрания, митинга на территории городского округа Саранск. Определено, что местом проведения публичного мероприятия является Советская площадь г. Саранска согласно прилагаемой схеме.
Оставляя требования без удовлетворения, суд первой инстанции, проанализировав положения законодательства и фактические обстоятельства, пришёл к выводу, что органами публичной власти не нарушены права и свободы заявителей, а также не допущено нарушений требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку администрация городского округа, действуя в пределах своей компетенции, выполнила возложенные на неё пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку оснований для иной оценки установленных обстоятельств в данном случае не усматривается.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно констатировано, что Администрация городского округа Саранск постановлением от 29 октября 2014 г. "N" согласовала проведение 7 ноября 2014 г. с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. Елаевым И.А. публичного мероприятия - митинга на территории городского округа Саранск, определив местом проведения Советскую площадь г. Саранска, согласно прилагаемой схеме.
Поскольку нарушений Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено не было, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав и свобод заявителей Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия является верным.
В силу вышеназванных обстоятельств, довод апелляционной жалобы о нарушении конституционного права заявителей на свободу митингов и собраний отклоняется как несостоятельный.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа в согласовании публичного мероприятия отклоняются как несостоятельные, т.к. заявителям не было отказано в проведении публичного мероприятия, а лишь сделано мотивированное предложение изменить место его проведения, на что органу публичной власти предоставлено полномочие пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а после отказа со стороны заявителей с предложением об изменении места проведения массового мероприятия органом местного самоуправления принято решение о согласовании уведомления на условиях в нём указанных.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, т.к. аналогичные доводы были проанализированы на основании исследованных в судебном заседании доказательств, а правильность сделанных в отношении них судом первой инстанции выводов не вызывает сомнений.
Довод Елаева И.А. о том, что письмо министра культуры и туризма Республики Мордовия о невозможности согласовать проведение массового мероприятия, доказывает незаконность решения суда, т.к. правовые основания для такого отказа отсутствуют, не может повлечь отмену обжалуемого решения. Письмо, на которое ссылается Елаев И.А. датировано 5 ноября 2014 г., тем же днём, когда было принято обжалуемое решение. Елаев И.А. и Алешин В.В. на данное обстоятельство в обоснование своих требований не ссылались, оно не было предметом исследования в суде первой инстанции, сведения о том, что на момент принятия судом решения указанное письмо уже было подписано, отсутствуют. Из смысла статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" следует, что при отсутствии оснований для запрета проведения массового мероприятия или для мотивированного предложения о проведении его в другом месте, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не обязаны принимать какого-либо решения, разрешающего проведение массового мероприятия. Таким образом, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции заявители не представили доказательств того, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации каким-либо образом нарушил их право на свободу собраний. По делам возникающим из публичных правоотношений гражданин обязан доказать нарушение его прав действием или бездействием государственных, муниципальных органов и должностных лиц, на которых в свою очередь возложено бремя доказывания законности оспариваемых действий или бездействий. С учётом вышеназванных законоположений отсутствие каких-либо решений в отношении уведомления о проведении массового мероприятия не свидетельствует о нарушении прав заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Кроме того дословное толкование письма министра культуры и туризма Республики Мордовия не свидетельствует о том, что указанное должностное лицо приняло решение об отказе в согласовании проведения массового мероприятия. В указанном письме сообщается о невозможности проведения мероприятия, ввиду проведения на этой же территории другого массового мероприятия. С учётом компетенции Министерства культуры и туризма Республики Мордовия, заключающейся в охране объектов исторического и культурного значения, причины, по которой министр считает невозможным проведение массового мероприятия, не имеющей отношение к охране исторических и культурных объектов, судебная коллегия считает, что вышеназванное письмо содержит констатацию факта, наличие которого должностное лицо считает объективным препятствием для проведения массового мероприятие, а не отказ в его согласовании. Как было указано выше орган местного самоуправления, к чьей компетенции относится обеспечение общественного порядка, а не только охрана исторических и культурных объектов, постановлением от 29 октября 2014 г. согласовал проведение массового мероприятия, о котором уведомили Елаев И.А. и Алешин В.В.
Довод апелляционной жалобы Елаева И.А. о том, что министром культуры и туризма Республики Мордовия допущено бездействие, выразившееся в том, что в течение 3 суток не был дан ответ на уведомление о проведении массового мероприятия, отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о незаконности решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и допущенных процессуальных нарушений отклоняется как не подтверждённый материалами дела.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Елаева И.А. и Алешина В.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.