Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Зубовой Е.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре Салеевой В.В. рассмотрела в судебном заседании 04 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области на решение Исилькульского городского суда Омской области от 16 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Включить в специальный стаж работы Тюканько И. М. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с под.20,п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период работы с " ... " по " ... " г., с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в качестве " ... " Булаевской центральной районной больницы Северо-Казахстанской области, как " ... " год за " ... " год " ... " месяцев; с " ... " по " ... " г., с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " - курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
Обязать ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе назначить Тюканько И. М. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20, п.1, ст. 27 ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" со 02 сентября 2014 года".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюканько И.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе, указав, что протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ от " ... " ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального медицинского стажа. В специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости истцу был включен период работы с " ... " по " ... " в качестве " ... " в Булаевской центральной районной больнице в календарном исчислении, что является незаконным. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " во время ее работы в Исилькульском РТМО в должности " ... " Васютинским ФАПом в МУЗ Исилькульская ЦРБ, в БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" в специальный стаж не засчитаны. С решением комиссии ГУ УПФ РФ не согласна. Просила включить в специальный трудовой стаж указанные периоды соответственно в льготном и календарном исчислении и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" со дня обращения то есть со " ... ".
В судебном заседании Тюканько И.М. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что период работы в должности " ... " должен быть засчитан в ее специальный стаж в льготном исчислении один год работы за " ... " год " ... " месяцев. Прохождение курсов повышения квалификации с отрывом от производства является одной из ее должностных обязанностей.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе Семенкина Е.В. требования истца не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области Щередина Н.Н просит решение суда отменить, отказать во включении в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы истца с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в качестве " ... " Булаевской ЦРБ СКО в льготном исчислении. Полагает, что указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж в льготном порядке, поскольку в документах отсутствует указание на работу истца в стационаре.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения истца Тюканько И.М., возражавшую против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно записям в трудовой книжке истца с " ... " по " ... " Тюканько И.М. работала " ... " Булаевской Центральной районной больницы Северо-Казахстанской области; с " ... " принята " ... " Васютинским ФАПом Исилькульского РТМО (с " ... " переименовано в МУЗ Исилькульская ЦРБ, с " ... " - в БУЗОО "Исилькульская ЦРБ") по " ... " разряду; с " ... " переведена " ... " в Гофнунгстальский ФАП " ... ", где по настоящее время работает.
В соответствии со справкой, уточняющей характер работы "ЦРБ района М. Жумабаева", Тюканько (Жукова) И.М. работала полный рабочий день " ... " с " ... " по " ... ", выполняла нагрузку на полную ставку и занималась лечебной деятельностью. При этом с " ... " года по " ... " года находилась в отпуске по уходу за ребенком. Основание выдачи справки - архивная справка от " ... " ( " ... ").
Согласно архивной справке ГУ "Архив района Магжана Жумабаева" от " ... " Булаевский район Северо-Казахстанской области Указом Президента Республики Казахстан от 23.11.2000 N 490 переименован в район Магжана Жумабаева. Указанной справкой также подтверждается факт работы истца в спорный период " ... " ( " ... ").
Из архивной справки района М. Жумабаева от " ... " также следует, что в спорный период истец выполняла работу по должности " ... " ( " ... ").
Справкой, уточняющей характер работ, БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" от " ... ", выписками из приказа N " ... " от " ... ", N " ... " от " ... ", N " ... " от " ... ", приказом от " ... " N " ... " подтверждается нахождение истца в периоды с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " на курсах повышения квалификации с отрывом от производства ( " ... ").
Согласно решению ГУ - УПФ РФ в Исилькульском районе от " ... " N " ... " истцу (по заявлению от " ... ") отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа ( " ... ").
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от " ... ", пояснений представителя ответчика в суде, письменного отзыва на иск, период работы истца в должности " ... " с " ... " по " ... " включен в специальный стаж истца в календарном порядке, вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку их включение не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 ( " ... ").
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 (действовал с 01.11.1999 до вступления в действие Постановления Правительства РФ N 781) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464. Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999 года, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
При этом названным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При таком положении, принимая во внимание, что вышеуказанными архивными и уточняющими справками подтверждается факт работы истца в должности " ... ", из представленной должностной инструкции " ... " КГП на ПХВ "ЦРБ р-на М. Жумабаева" (не изменялась в период с " ... " по " ... " год) следует, что " ... " по указанной должности осуществляет этапы сестринского процесса при уходе за пациентами именно в условиях стационара, Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 вступило в действие с 01.10.1991, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что период работы истца с " ... " по " ... " подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как " ... " год за " ... " год и " ... " месяцев.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт работы истца в спорный период в стационаре не подтвержден, по приведенным мотивам являются несостоятельными.
Обстоятельства того, что в рамках спорного периода с " ... " по " ... " истец находилась в отпуске по беременности и родам, с " ... " по " ... " ( " ... ") - в отпуске по уходу за ребенком до " ... " лет, на правильность выводов повлиять не могут.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1989 N 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Поскольку отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком были предоставлены Тюканько И.М. в период ее работы в должности " ... ", дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, при этом время работы в названной должности подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях, периоды нахождения в указанных отпусках также подлежали включению в специальный стаж истца на льготных условиях и в льготном исчислении.
Пунктом 21 рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в рассматриваемых Рекомендациях термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Прохождение курсов повышения квалификации в вышеуказанные периоды осуществлялось с сохранением заработной платы, из чего производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Таким образом, Тюканько И.М., как работнику, совмещающему труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих обязанностей.
Согласно ранее действовавшей статье 122 КЗоТ РСФСР и статье 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N516, подлежит зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку в судебном заседании установлено, ответчиком не оспаривается, что в периоды с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды работы в должностях и учреждениях, подлежащих включению в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью, принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемые на повышение квалификации в виде сохранения места работы и оплаты труда, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Принимая во внимание, что в совокупности с продолжительностью медицинского стажа, определенного ответчиком ( " ... " лет " ... " месяц и " ... " дней) и засчитанного судом ( " ... " год " ... " месяцев " ... " дня), общая продолжительность специального стажа на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составила " ... " лет " ... " месяца " ... " дней, суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с даты обращения за назначением пенсии, то есть со " ... ".
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Исилькульского городского суда Омской области от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.