Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Астапчук Р.В., Будылка А.В.,
при секретаре Фогель И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамоновой С.Ю. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании права включения в список для получения жилого помещения по категории "дети-сироты", предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 19 декабря 2014 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя истца Гильмута Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артамонова С.Ю., " ... " года рождения, обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, указывая на то, что решением Советского районного суда города Омска от " ... " её мать " ... " лишена родительских прав, отец " ... " решением Волгодонского городского суда от " ... " признан безвестно отсутствующим. Решением исполнительного комитета " ... " от " ... " она определена в Дом ребёнка N " ... ", за ней закреплено жилое помещение по адресу: " ... ".
" ... " Советским районным судом города Омска принято решение по иску Детского дома N " ... " в интересах Артамоновой С.Ю. и её брата " ... " к " ... " (мать истца), " ... " " ... ", " ... " о признании приватизации, договоров купли-продажи и мены недействительными, приведении сторон в первоначальное положение, которым приватизация " ... ", признана недействительной, признаны недействительными последующие сделки с данной квартирой, за истцом и её братом признано право на жилую площадь в указанной квартире.
Тем не менее " ... ". до настоящего времени из указанной квартиры не выселена, решением Советского районного суда от " ... " ей отказано в иске о возвращении квартиры, ранее принадлежащей ей на праве собственности.
" ... " исполнительное производство, возбужденное на основании решения суда от " ... ", окончено постановлением ОСП по " ... " города Омска.
В период с " ... " по " ... " истец находилась в Детском доме N " ... " на полном государственном обеспечении. В период с " ... " по " ... " обучалась в БОУ СПО " " ... "", проживала в общежитии учебного заведения с " ... " года по " ... " года.
Истец не была принята на учёт для получения жилого помещения в период пребывания в Детском доме, так как имела закреплённое жилое помещение, в отношении которого продолжался длительный судебный спор, который фактически окончился только летом " ... " года. После указанных событий она обратилась в Министерство образования Омской области с заявлением о постановке на учёт, но получила отказ, с которым не согласна.
Уточив требования, просила признать за ней право на включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; возложить на Министерство образования Омской области обязанность включить её в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ с даты обращения; обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей жилое помещение. Требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не заявила, ранее заявленные не поддержала.
В судебном заседании Артамонова С.Ю. поддержала уточнённые исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Её представитель уточнённые требования также поддержал, пояснив, что изначально за истцом и её братом было закреплено жилое помещение - " ... ", которое в результате недобросовестного поведения матери истца утрачено. Детский дом N " ... " изначально пытался защитить права истца, но так как истец вышла из Детского дома " ... ", исполнением решения суда не занимался. Вины истца в сложившейся ситуации не имеется, Артамонова С.Ю. имеет право на постановку на учёт и предоставление жилого помещения по указанной категории.
Представитель Министерства образования Омской области исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных истцом требований к Министерству образования Омской области в части возложения обязанности по включению истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просила признать Министерство ненадлежащим ответчиком. Поддержала доводы письменного отзыва, согласно которому, отсутствуют основания для предоставления Артамоновой С.Ю. жилого помещения. Кроме того, в настоящий момент Министерство не является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жильём.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области исковые требования не признала, поддержала позицию представителя Министерства образования Омской области.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области участия в судебном заседании не принимал. В отзыве просил отказать в иске.
Решением суда за Артамоновой С.Ю. признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чьё право на обеспечение жилым помещением не реализовано. На Министерство образования Омской области возложена обязанность включить Артамонову С.Ю. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с " ... " года. Министерство имущественных отношений Омской области обязано предоставить Артамоновой С.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность истцом обстоятельств, на которые она ссылалась. Факт её обращения по вопросу постановки на учёт до достижения 23 лет не доказан.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Артамоновой С.Ю. считает доводы ответчика необоснованными. Просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явился представитель истца, возражавший против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплён перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Из материалов дела следует, что мать Артамоновой С.Ю., рождённой " ... " года рождения, " ... " решением Советского районного суда города Омска от " ... " лишена в отношении истца родительских прав, отец " ... " решением Волгодонского городского суда от " ... " признан безвестно отсутствующим.
Решением исполнительного комитета " ... " от " ... " Артамонова С.Ю. определена в Дом ребёнка N " ... ", за ней закреплено жилое помещение по адресу: " ... ".
В связи с приватизацией указанной квартиры " ... " матерью истца на своё имя и последующим совершением с квартирой сделок Детский дом N " ... " в интересах Артамоновой С.Ю. и её брата " ... ". обратился с иском к " ... " о признании приватизации, договоров купли-продажи и мены недействительными, приведении сторон в первоначальное положение. Решением Советского районного суда города Омска от " ... " приватизация " ... " признана недействительной, признаны недействительными последующие сделки с данной квартирой, за истцом и её братом признано право на жилую площадь в указанной квартире.
В период с " ... " по " ... " Артамонова С.Ю. находилась в Детском доме N " ... " на полном государственном обеспечении. В период с " ... " по " ... " обучалась в БОУ СПО " " ... "", проживала в общежитии учебного заведения с " ... " года по " ... " года.
По сведениям ГП Омской области " " ... "" и Управления " ... " Артамонова С.Ю. в числе собственников недвижимого имущества не значится.
Требования истца удовлетворены судом правильно.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утверждён Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Порядку в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В силу статьи 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьёй 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищённых граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) отмечено, что наиболее распространёнными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учёт нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильём, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учёт нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учёт из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как было установлено судом, в закрепленном за истцом жилом помещении - " ... ", проживает " ... " " ... " исполнительное производство, возбужденное на основании решения суда от " ... ", постановлением ОСП по " ... " города Омска было окончено. Таким образом, фактически названное судебное решение не исполнено, квартира истцу не возвращена, " ... ". из квартиры не выселена.
Из представленных материалов усматривается, что до достижения 23 лет истец не обращалась в Администрацию " ... " с письменным заявлением о постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилья по категории "ребёнок-сирота". При этом по вопросу содействия в постановке на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, по категории "ребёнок-сирота" Артамонова С.Ю. " ... ", то есть до достижения 18-летнего возраста, обращалась с заявлением на имя директора Детского дома N " ... ". Но администрация Детского дома N " ... " как попечитель Артамоновой С.Ю. не предприняла действий, направленных на постановку её на учёт нуждающихся в предоставлении жилья. После удовлетворения судом иска о признании сделок недействительными, предъявленного в интересах Артамоновой С.Ю., не осуществляла контроль за исполнением решения суда о признании за истцом права на квартиру. Учреждение не обеспечило защиту жилищных прав несовершеннолетней Артамоновой С.Ю., что привело к нарушению её права на предоставление жилого помещения, гарантированного государством.
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается то, что истец не поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как "ребёнок-сирота" не в результате бездействия с её стороны, а вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей администрацией Детского дома N " ... " города Омска по защите жилищных прав Артамоновой С.Ю. как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Поэтому доводы апелляционной жалобы Министерства образования Омской области не могут быть приняты во внимание.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось то, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось.
Учитывая ненадлежащее исполнение обязанностей по защите жилищных прав Артамоновой С.Ю. администрацией Детского дома N " ... ", невозможность реализации ею права пользования закреплённой за нею квартирой, обращение истца в несовершеннолетнем возрасте к попечителю с заявлением о содействии в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилья, суд первой инстанции обоснованно признал право Артамоновой С.Ю. как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.