Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Казакова Д.А., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Борисихиной С.А.,
при секретаре Бондаренко Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новороссийске Краснодарского края Казанцевой Л.А. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 1 декабря 2014 г.,
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "5 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в " ... " Краснодарского края (далее - УПФ РФ (ГУ) в " ... ") о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан от " ... ", которым ему отказано в назначении пенсии по старости со снижением возраста на 10 лет, то есть с 50 лет.
В судебном заседании " Ф.И.О. "5 и его представитель поддержали заявленные требования, просили суд иск удовлетворить.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в " ... " просила суд в удовлетворении иска отказать.
Обжалуемым решением иск " Ф.И.О. "5 удовлетворён.
Суд признал незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в г " ... " от " ... "г. об отказе в назначении трудовой пенсии по старости " Ф.И.О. "5 со снижением возраста на 10 лет, то есть с 50 лет.
Суд также обязал ответчика назначить " Ф.И.О. "5 трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста на 10 лет, то есть с 50 лет, с " ... "
В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ (ГУ) в " ... " просит решение Приморского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции были допущены нарушения такого характера.
Как усматривается из материалов дела, по призыву Военного комиссариата " ... " " Ф.И.О. "5 в период с " ... " по " ... " был призван на специальные сборы и направлен для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где перенес заболевание, связанное с радиационным воздействием, с " ... " ему бессрочно установлена 2 группа инвалидности, связанная с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, - аварией на ЧАЭС.
" Ф.И.О. "5, " ... " года рождения, обратился в УПФ РФ (ГУ) в " ... " за назначением ему трудовой пенсии по старости, полагая, что он имеет право на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, однако получил отказ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N179-ФЗ и от 12 февраля 2001 г. N5-ФЗ) гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, может быть назначена пенсия по старости по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований " Ф.И.О. "5, поскольку на момент рассмотрения его требований в суде он достиг возраста 50 лет и имел необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о праве на пенсию по старости " Ф.И.О. "5 в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 28.1 Закона " ... " "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от " ... " N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от " ... " N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 названного Федерального закона от " ... " N166-ФЗ, определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от " ... " N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного закона в случаях, предусмотренных Федеральным законом от " ... " N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения требований в суде об оспаривании отказа за назначением второй пенсии по возрасту, истец достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в силу приведенной правовой нормы у истца отсутствует.
При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения " Ф.И.О. "5, достигшему 50 лет, второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не имеется, в связи с чем судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных " Ф.И.О. "5
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в " ... " Краснодарского края " Ф.И.О. "4 - удовлетворить.
Решение Приморского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " - отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований " Ф.И.О. "5 - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна судья Краевого суда " Ф.И.О. "6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.