Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 27 февраля 2015 г. по делу N 33-119/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Иванова В.В. и Таранова В.А.,
при секретаре судебного заседания Гусевой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по частной жалобе представителя Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации" Замалетдиновой М.Н. на определение Красноярского гарнизонного военного суда от 14 января 2014 года об оставлении без движения искового заявления.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
представитель Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации" (далее - академия) Замалетдинова М.Н., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с бывшего курсанта академии Укроженко А.В. денежных средств затраченных на его военную и специальную подготовку в размере ... рубля ... копейки.
Вышеназванным определением гарнизонного военного суда данное исковое заявление оставлено без движения, так как к нему не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, что предусмотрено статьёй 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В подданной частной жалобе представитель истца выражает несогласие с вынесенным определением и просит его отменить, полагая, что академия является органом государственной власти и освобождена от уплаты государственной пошлины. В обоснование этого автор жалобы ссылается на отдельные положения федерального законодательства и разъяснения высшего судебного органа страны.
Рассмотрев представленные материалы в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, окружной военный суд находит состоявшееся судебное постановление законным и обоснованным.
В соответствии со статьёй 136 ГПК РФ судья, установив, что заявление подано в суд без соблюдения требований, предусмотренных в статьях 131 и 132 того же Кодекса, в частности без приложения документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Согласно части 2 статьи 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.
В силу статьи 89 того же Кодекса льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемых судами общей юрисдикции, уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей в размере 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В силу статьи 10 Конституции России органы государственной власти России подразделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ. Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 названного Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктом 3 Перечня военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 года N 1404-р, военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" является федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования.
При таких обстоятельствах надлежит констатировать, что академия, созданная в целях осуществления образовательной деятельности, в силу своей организационно-правовой формы не может быть отнесена к органам военного управления и ей не делегированы управленческие функции, возложенные на Министерство обороны как государственный орган.
Доказательств обратному стороной истца не представлено, следовательно, и оснований для его освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ не имеется.
Данный вывод согласуется и разъяснениями, содержащимися в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Красноярского гарнизонного военного суда от 14 января 2014 года об оставлении без движения искового заявления Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации" о взыскании денежных средств с Укроженко А.В. оставить без изменения, а частную жалобу представителя названной академии Замалетдиновой М.Н. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.