Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Стракатовой З.Е.,
судей Душнюк Н.В., Савельевой Н.В.
при секретаре Волковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на заочное решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 ноября 2014 г. по иску Черномазовой О.Н. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черномазова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, неоднократно обращалась к ответчику с целью внеочередного предоставления ей жилого помещения в соответствии с нормами действующего законодательства, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Просила обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей специализированное жилое помещение сроком на 5 лет, после чего закрепить его за ней на условиях бессрочного договора социального найма.
Заочным решением суда иск удовлетворен частично. На администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность предоставить Черномазовой О.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В остальной части иска отказано. С администрации Петрозаводского городского округа в пользу Черномазовой О.Н. взысканы судебные расходы в размере ( ... ).
С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе представитель ответчика Дедов И.Л. просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе указывает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ (в реакции, действующей до 01.01.2013), в том числе на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, распространялись на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет, при признании их в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В настоящее время действие ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали своего права на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ. Согласно материалам дела истица не состоит и не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении ни как лицо, оставшееся без попечения родителей, ни как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. 23 года Черномазовой О.Н. исполнилось ( ... ), с заявлением о включение ее в списки на получение жилья и признании ее нуждающейся она обратилась только в ( ... ) в возрасте ( ... ). Также указывает, что денежные средства на приобретение жилых помещений выделяются органам местного самоуправления исходя из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который формируется Министерством образования РК. Жилищное законодательство РФ в части предоставления жилых помещений, в том числе данной категории граждан, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. В материалах дела имеются сведения о том, что Черномазова О.Н. в установленном порядке не была включена и не состоит в списке на обеспечение жилым помещением. Кроме того, судом не учтено, что на момент назначения над несовершеннолетней Черномазовой О.Н. попечительства она была прописана и проживала в жилом помещении, расположенном в ( ... ).
В суде апелляционной инстанции Черномазова О.Н. и ее представитель Флеганов Н.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии с положениями ст.ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась ранее в ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
С 01.01.2013 законодательством Российской Федерации установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В частности, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.), ч. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.), п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов не только принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключают договоры найма специализированных жилых помещений, но и предоставляют уполномоченному органу сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК).
Положения ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ предусматривают, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что истица Черномазова О.Н. относилась к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживала и была зарегистрирована в ( ... ) с опекуном (попечителем). С ( ... ) Черномазова О.Н. проживает в г ( ... ), где была зарегистрирована временно по адресам: ( ... ). С ( ... ) истица зарегистрирована в ( ... ) членом семьи собственника жилого помещения не является. В указанном жилом помещении не проживает, по договору найма от ( ... ) фактически проживает в квартире, расположенной в г ( ... )
Согласно решению Сосновского сельского совета исполнительного комитета от ( ... ) N ( ... ), постановлению главы местного самоуправления Лоухского района от ( ... ) N ( ... ) письму администрации Лоухского муниципального района от ( ... ) следует, что за несовершеннолетней Черномазовой О.Н. в ( ... ) жилое помещение не закреплялось, указано на отсутствие у несовершеннолетней имущества. Из пояснений истицы следует, что она по окончании высшего учебного заведения обращалась в администрацию ( ... ) с целью предоставления жилья по заявленному в данном споре основанию, однако ей было отказано.
В собственности жилых помещений истица не имеет, что следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от ( ... ), справки ( ... ) от ( ... ). Таким образом, истица не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по действующему до ( ... ) законодательству истица имела право на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим, правомерно удовлетворены требования истицы о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что истица не состоит и не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении, до 23-летнего возраста не обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, по мнению судебной коллегии, не является основанием для отказа в иске с учетом установленных судом обстоятельств дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 ноября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.