Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2014 г. по иску Игнатенко Л.Ю. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г.Петрозаводска" о назначении социального пособия.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнатенко Л.Ю. обратилась с иском по тем основаниям, что ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г.Петрозаводска" отказало в назначении социального пособия многодетной семье на третьего ребенка в соответствии с ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь". При рассмотрении вопроса о назначении пособия в доход семьи истицы были включены средства регионального материнского капитала и отказано по причине превышения среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума. С решением ответчика истица не согласна, поскольку средства материнского капитала не поименованы в перечне видов доходов, установленном при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной помощи постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512. Истица просила признать отказ ответчика в назначении социального пособия многодетной семье на третьего ребенка незаконным, обязать ответчика назначить пособие за ( ... ).
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласна истица, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В жалобе указывает, что порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2014 г. утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 27.12.2013 N 2887. В соответствии с абз.1 п. 10 Порядка перечень доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, определяется постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной помощи". Данный перечень является закрытым и средства материнского регионального капитала в нём не поименованы. В соответствии с Законом N 927-ЗРК от 16.12.2005 под региональным материнским (семейным) капиталом понимаются средства бюджета Республики Карелия, которые являются дополнительными мерами социальной поддержки для семей, в которых рожденный ребенок является третьим или последующим ребенком. Введение этой меры государственной поддержки направлено на стимулирование рождаемости в стране и укрепление престижа института семьи. В соответствии с законодательством региональный материнский (семейный) капитал не является социальной выплатой, так как социальные выплаты это денежные пособия, которые выплачиваются гражданам в период их нетрудоспособности, а также для оказания помощи в социально значимых случаях, определенных законом. Перечень целей, на которые молодая семья может потратить средства, полученные в рамках регионального материнского (семейного) капитала, строго определен. Средства регионального материнского (семейного) капитала не облагаются налогом на доходы физических лиц и не указаны в числе доходов, как учитываемых для целей налогообложения.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГКУ социальной защиты РК "Центр социальной работы г. Петрозаводска" В.И. Картавенко просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Игнатенко Л.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" Луценко Н.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что семья Игнатенко Л.Ю. является ( ... ), имеет ( ... ) детей: ( ... )
Письмом N ( ... ) от ( ... ) ГКУ социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г.Петрозаводска" отказало истице в назначении социального пособия многодетным семьям на третьего ребенка в соответствии с ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2014 г. в связи с тем, что совокупный среднедушевой доход семьи истицы составил сумму, превышающую величину прожиточного минимума.
В доход семьи за три месяца, предшествующие обращению, ответчиком учтен региональный материнский (семейный) капитал, предоставленный истице в ( ... ) на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения на основании Закона Республики Карелия от 16.12.2005 N 927-ЗРК "О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей". Согласно ст. 1 Закона РК от 16.12.2005 N 927-ЗРК региональный материнский (семейный) капитал отнесен к мерам социальной поддержки граждан, имеющих детей.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Законом РК от 09.03.1998 N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи" в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 23.12.2013 N 2820 утверждена ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2014 год. В рамках данной программы предоставляется социальная помощь на основе социального контракта таким категориям малоимущих граждан, как многодетные семьи, имеющие в своем составе 3 и более детей. Выплата социального пособия предусмотрена родителям (усыновителям) на третьего и (или) последующих детей, рожденных начиная с 01.01.2013, до достижения детьми возраста трех лет. Исходя из указанной программы малоимущей признается семья, если совокупный среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 27.12.2013 N 2887 утвержден Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2014 год. Согласно п.п. 9, 10 указанного Порядка среднедушевой доход семьи, доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, определяется постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи". При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения социального пособия на третьего и (или) последующих детей, рожденных начиная с 01.01.2013, до достижения детьми возраста трех лет, в совокупном доходе семьи не учитываются единовременное пособие при рождении ребенка, выплачиваемое дополнительно к единовременному пособию при рождении ребенка, предусмотренному Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", и ежемесячное пособие на ребенка, предоставляемые в соответствии с Законом РК от 16.12.2005 N 927-ЗРК "О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей".
В пункте 1 постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Проанализировав указанные положения закона в их системной взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку выплата в виде регионального материнского (семейного) капитала является социальной выплатой, установленной органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и подлежит учету в расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи.
Доводы апелляционной жалобы истицы основаны на неправильном толковании норм материального права. Они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.