Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Кнепмана А.Н.,
судей Слободчиковой М.Е., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Федоровой С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Корсаковой В.И. к мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО о признании постановления незаконным и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным постановление мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО от 16.09.2014 N 3526 "Об отказе Корсаковой В.И. в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма".
Обязать мэрию города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО принять Корсакову В.И. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения представителя ответчика Панкайте С.В., представителя истицы Щербакова И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корсакова В.И. обратилась в суд с заявлением к мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО (далее по тексту мэрия г. Биробиджана) о возложении обязанности.
Требования мотивировала тем, что с 1987 года зарегистрирована по адресу: " ... " В 2007 году дом сгорел, о чём ей стало известно в 2013 году.
01.09.2014 она обратилась в мэрию г. Биробиджана с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению приложила все необходимые документы, но в удовлетворении заявления ей отказали. В устной форме специалист ответчика сообщил, что причиной отказа является непредоставление документов, подтверждающих доход за год, предшествующий подаче заявления.
Считает отказ необоснованным, поскольку ответчику предоставила справку ГУ УПФ РФ по ЕАО о назначении ей бессрочной социальной пенсии с 01.07.2014, иного дохода за указанный период не имела.
Просила признать незаконным отказ в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать ответчика принять на указанный учёт.
Представитель истца Щербаков И.Н. в судебном заседании требования уточнил, просил признать незаконным постановление мэрии г. Биробиджана от 16.09.2014 N 3526 об отказе Корсаковой В.И. в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать ответчика принять истицу на указанный учёт.
Пояснил, что истица представила ответчику справку о назначении пенсии с июля 2014 года, других доходов она не имела, нигде не работала, индивидуальным предпринимателем и главой крестьянско-фермерского хозяйства не являлась.
В настоящее время истица проживает у подруги Г.., содержит её сын. В установленный срок не оформила пенсию, поскольку утеряла паспорт.
Истица Корсакова В.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, с участием представителя Щербакова И.Н.
Представитель ответчика Панкайте С.В. уточнённые требования не признала, пояснила, что истица не представила документов, подтверждающих её доход за год, предшествующий подаче заявления, в связи с чем не представилось возможным определить, является ли она малоимущей. Полагает, что поскольку истица имела паспорт в 2013 году, но не оформляла пенсию, то малоимущей не являлась.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе мэрия г. Биробиджана просила решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указала, что в соответствии с действующим законодательством, установление порядка определения дохода каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
Законом ЕАО от 03.03.2005 N 461-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлено, что для признания гражданина малоимущим, гражданин должен представить документы, подтверждающие доход за год, предшествующий подаче заявления.
Поскольку истицей документов, подтверждающих её доход за год, предшествующий подаче заявления, не представлено, она не может быть признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В апелляционной инстанции представитель ответчика Панкайте С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истицы Щербаков И.Н. с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Основания отказа в принятии граждан на данный учёт предусмотрены ст. 54 ЖК РФ, к ним относятся:
1) непредоставление предусмотренных ч.4 ст. 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истечение предусмотренного ст. 53 настоящего Кодекса срока.
Решение об отказе в принятии на учёт может быть обжаловано в судебном порядке (ч.3.ст. 54 ЖК РФ).
Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Законом ЕАО от 03.03.2005 N 461-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" определено, что при расчёте размера дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных в денежной или натуральной форме и стоимость имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности членов семьи.
Перечень видов доходов, полученные в денежной или натуральной форме, а также расчёт стоимости имущества, учитываемые для признания граждан малоимущими, производится в порядке, установленным правительством области, которое определило производить их в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 20.04.2005 N 110-пп и от 20.08.2003 N 512.
Материалами дела подтверждается, что 01.09.2014 истица обратилась в мэрию г. Биробиджана с заявлением о принятии на жилищный учёт, в котором указала, что дом, в котором она проживала, расположенный по адресу: " ... ", сгорел, другого жилого помещения она не имеет.
К заявлению, согласно расписке о получении документов, приложила: справку ГУ УПФ РФ по ЕАО от 06.08.2014 о назначении ей социальной пенсии с 01.07.2014 в размере " ... " рублей " ... " копеек, справку ГУП ЕАО БТИ от 21.11.2013 N 240 о том, что дом, расположенный в " ... ", снесён в 2007 году, справку ОАО "Дальневосточный банк ОСБ N 4157" от 29.08.2014 об отсутствии счетов, справку городского общества садоводов от 22.08.2014 об отсутствии земельного участка в садово-огородном товариществе, справку ФКУ "Центра ГИМС МЧС России по ЕАО" об отсутствии за ней маломерных судов, справку ГИБДД от 01.09.2014 об отсутствии транспортных средств и справку о регистрации в " ... " Кроме того, в приложении к заявлению указала, что иных доходов, кроме пенсии, она не имеет.
Постановлением мэрии г. Биробиджана от 16.09.2014 N 3526 истице отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, а именно отсутствием сведений о доходе за 11 месяцев, предшествующих подаче заявления.
Из справки ИФНС по г. Биробиджану ЕАО от 03.12.2014 следует, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о приобретении Корсаковой В.И. статуса индивидуального предпринимателя или главы крестьянско-фермерского хозяйства отсутствуют.
Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица стаж работы Корсаковой В.И. составляет с 01.04.2000 по 27.11.2000.
По сообщению ОГКУ "Центр занятости населения г. Биробиджана" от 06.10.2014 на учёте в качестве безработной с августа 2013 года не состоит, пособие по безработице не получает.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО от 05.12.2014 объектов недвижимости за Корсаковой В.И. не зарегистрировано.
Признавая незаконным постановление мэрии г. Биробиджана об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что поскольку истица за период с сентября 2013 по август 2014 года не имела иных доходов, кроме назначенной с 01.07.2014 пенсии, то возможности представить сведения об иных доходах не имела.
Доводы жалобы о непредоставлении истицей документов, подтверждающих доход за год, предшествующий подаче заявления, противоречат материалам дела.
В соответствии с Законом ЕАО от 24.12.2004 N 403 -ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на территории ЕАО" малоимущими признаются граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.
Согласно приказу управления по труду правительства ЕАО от 09.07.2014 N 67-ОД величина прожиточного минимума во втором квартале 2014 года составляла на душу населения 10 165 рублей 97 копеек, пенсионера - 8 050 рублей 23 копейки.
Учитывая размер пенсии истицы, отсутствие имущества, находящегося в собственности, сведения о том, что дом, в котором истица была зарегистрирована, сгорел, и она не является пользователем другого жилого помещения, судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции об обязании ответчика принять Корсакову В.И. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.