Президиум Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Соседова Е.А.,
членов президиума: Коропенко Л.Е., Ламонова Е.В., Кочергиной Н.А., Ноздрина В.С.,
при секретаре Авдеевой Н.Ю.,
рассмотрев кассационную жалобу администрации города Тамбова на заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 марта 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 июня 2014 года по делу по иску Афониной Т.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А., А., Авдеевых А.А., С.Н., А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А. и А. к администрации г. Тамбова о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы 07.11.2013 года обратились в суд с иском к администрации города Тамбова о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленного иска указали, что *** в ***, в *** которого они проживают, является аварийным с 1975 года, однако администрация города Тамбова мер по переселению жильцов дома не предпринимает.
Постановлением администрации города Тамбова *** от 22.08.2013 года семья Авдеевых / пять человек/ принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и признана малоимущей.
Постановлением администрации города Тамбова *** от 30.01.2014 года семья Афониных / три человека/ так же принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истцы просили суд обязать ответчика предоставить им благоустроенное жилое помещение, с учетом норм предоставления: Афониным не менее 45 кв.м общей площади и не менее 2-х комнат; Авдеевым не менее 75 кв.м общей площади и не менее 3-х комнат.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 марта 2014 года на администрацию города Тамбова возложена обязанность предоставить семьям, проживающим в *** в ***:
- Афониной Т.В. и А. вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого аварийного жилого помещения, соответствующее требованиям действующего законодательства, на условиях договора социального найма с учетом норм предоставления жилья, общей площадью не менее 30 кв.м;
- Авдеевым вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого аварийного жилого помещения, соответствующее требованиям действующего законодательства, на условиях договора социального найма, с учетом норм предоставления жилья, общей площадью не менее 75 кв.м.
В иске Афонину С.А. о предоставлении жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 июня 2014 года решение Ленинского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Тамбова - без удовлетворения.
В поданной 28.11.2014 года кассационной жалобе администрация города Тамбова просит отменить оба судебных постановления, принятых по настоящему делу, считает их незаконными.
В жалобе указывает, что *** в *** включен в областную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 и до 01.09.2017 года, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 года N443, принятую в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ " О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства".
Судебные инстанции должной оценки данному обстоятельству не дали, что привело к вынесению неправосудного решения.
В рамках данной Программы, согласно Федеральному закону от 21.07.2007 года N 185-ФЗ " О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства", разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N14, при выселении граждан по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а в целях обеспечения их безопасности.
Жилое помещение должно быть равнозначным ранее занимаемому по общей площади. *** в ***, состоящей из двух жилых комнат, составляет 36,9 кв.м, жилая- 27 кв.м. Равноценное жилое помещение будет предоставлено истцам в рамках Программы.
02 декабря 2014 года данное гражданское дело было истребовано в Тамбовский областной суд для проверки доводов кассационной жалобы, определением судьи от 27 января 2015 года вместе с кассационной жалобой администрации города Тамбова было направлено для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проанализировав доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя администрации города Тамбова по доверенности Иванову И.В., Афонину Т.В., Афонина С.А., президиум Тамбовского областного суда приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу статьи 387 ГПК РФ являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а так же защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с ч.2 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. По данному делу нарушения, являющиеся основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в соответствии со ст. 387 ГПК РФ, были допущены как судом первой, так и судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд / а с ним согласился суд апелляционной инстанции/ пришел к выводу о том, что поскольку истцы состоят в очереди в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и одновременно проживают в аварийном жилье, жилое помещение им должно быть представлено вне очереди и по нормам представления жилья в г. Тамбове.
При этом суд апелляционной инстанции в определении отметил, что включение *** в *** в областную адресную Программу по переселению не умаляет право истцов на предоставление вне очереди другого жилого помещения на условиях договора социального найма с учетом норм предоставления жилья в связи с необходимостью переселения из опасного аварийного жилья, сославшись на статью 57 ЖК РФ.
Данные выводы судов нельзя признать законными по следующим основаниям.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N185-ФЗ от 21.07.2007 года " О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства.
Областная адресная Программа утверждена Постановлением администрации Тамбовской области *** от 29 апреля 2013 года, *** в *** включен в данную Программу в июне 2013 года. Ни один истец к данному времени не состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Семья Афониных на момент обращения в суд с вышеназванными исковыми требованиями на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояла, была поставлена на учет и признана малоимущей только в январе 2014 года во время рассмотрения заявленного иска.
Оснований для рассмотрения данного дела с применением норм статьи 57 ЖК РФ у судебных инстанций не имелось.
Согласно Перечню аварийных многоквартирных домов приложения *** к областной адресной Программе /л.д. 56/ установлен срок переселения жильцов *** в *** - 4 квартал 2014 года, планируемая дата сноса дома 2 квартал 2015 года.
Следовательно, заявленные исковые требования судебными инстанциями должны быть рассмотрены с учетом требований областной адресной Программы, Федерального закона N185-ФЗ " О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства".
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон от 21.07.2007 года N185-ФЗ " О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма части 1 статьи 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года *** " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а поэтому иные обстоятельства / названные в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ/, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В силу статьи 55 ЖК РФ при этом граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Предоставление жилых помещений в данном случае носит компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным их улучшением с точки зрения безопасности.
Суды, рассматривающие данные споры, обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, что судебными инстанциями сделано не было.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными.
Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 12 марта 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 июня 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Тамбова.
Председательствующий: Е.А.Соседов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.