Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 12 февраля 2015 г. по делу N 33А-202/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - отделение) на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2014 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N майора Винокурова Евгения Евгеньевича об оспаривании действий начальника отделения, связанных с отказом в принятии заявителя на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы должностного лица, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Винокуров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, в период прохождения военной службу в войсковой части N (г. Рязань) на основании рапорта от 20 сентября 2004 года составом семьи 1 человек был принят на учет военнослужащих, нуждающихся по месту службы в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с 20 сентября 2004 года, о чем сведения внесены в компьютерную базу данных ФГКУ "Рязанская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации.
В июне 2014 года заявитель, назначенный для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть N (г. Рязань), обратился с заявлением в отделение, в котором просил о включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Решением начальника отделения от 25 июля 2014 года Винокурову отказано в удовлетворении этого заявления по причине непредоставления им справки о сдаче служебного жилого помещения и (или) необеспеченности служебным жилым помещением) в период прохождения им военной службы в войсковой части N (пгт Серышево Амурской области), с 30 июля по 30 ноября 1998 года.
Считая незаконным решение начальника отделения от 25 июля 2014 года, Винокуров обратился в суд с заявлением, в котором просил возложить на должностное лицо обязанность его отменить, включив заявителя в список на предоставление служебных жилых помещений с даты подачи им рапорта, то есть с 20 сентября 2004 года.
Кроме того, просил взыскать с отделения в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой заявления государственной пошлиной, в размере N рублей.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично. В частности, признал незаконным решение начальника отделения от 25 июля 2014 года, возложив на должностное лицо обязанность его отменить, а также взыскал с отделения в пользу заявителя судебные расходы в сумме N рублей.
В удовлетворении заявления, в части, касающейся возложения на начальника отделения обязанности по включению Винокурова в список на предоставление служебных жилых помещений с 20 сентября 2004 года, отказано.
В апелляционной жалобе начальник отделения, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Приводя положения п. 1-3, 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы утверждает, что поскольку к своему заявлению о принятии на жилищный учет Винокуров не приложил справку о сдаче служебного жилого помещения и (или) необеспеченности служебным жилым помещением) в период прохождения им военной службы в войсковой части N, то при таких обстоятельствах он не может быть включен в список на предоставление служебных жилых помещений.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм государство гарантирует военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, предоставление жилых помещений, что в свою очередь предполагает принятие их на жилищный учет.
Пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому, в том числе прикладывается справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Как усматривается из материалов дела, к заявлению о включении в список на предоставление служебных жилых помещений Винокуровым не была приложена справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) в период прохождения им военной службы в войсковой части N, которая в настоящее время расформирована.
Именно указанное обстоятельство, как следует из оспоренного решения начальника отделения от 25 июля 2014 года, и послужило основанием для отказа заявителю во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Вместе с тем, принимая это решение, должностным лицом не было учтено, что в силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 года N 383-ФЗ), органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Следовательно, получив заявление Винокурова с просьбой о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений без справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) в период прохождения службы в войсковой части N, должностное лицо самостоятельно должно было запросить соответствующие сведения в уполномоченном государственном органе, чего в нарушение ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не сделало.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции по существу пришел к правильному выводу о том, что решение начальника отделения от 25 июля 2014 года об отказе Винокурову во включении в список на предоставление служебных жилых помещений нельзя признать обоснованным, а поэтому правомерно его отменил.
Иное же толкование автором апелляционной жалобы норм действующего законодательства по вышеприведенным основаниям следует признать ошибочным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2014 года по заявлению Винокурова Евгения Евгеньевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты":
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания В.А. Болотникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.