Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 26 февраля 2015 г. по делу N 33А-226/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Морозовой Л.И., с участием представителя заявителя ФИО10 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 1 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего филиала N 6 ФГКУ "1586 военный клинический госпиталь" Министерства бороны Российской Федерации старшего прапорщика Шмакова Игоря Николаевича об оспаривании действий начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанных со снятием заявителя с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Шмакову в период прохождения военной службы в войсковой части N по жилищному договору, заключенному между заявителем и Министерством обороны Российской Федерации в лице командира вышеуказанной воинской части, в январе 1987 года была предоставлена служебная двухкомнатная квартира N 73, общей площадью 47,6 кв.м., расположенная по адресу: "адрес", по адресу которой он 27 января 1987 года зарегистрировался.
В 1988 году заявителем заключен брак, после чего его супруга - ФИО11 с 4 ноября 2003 года зарегистрировалась по адресу вышеуказанной квартиры, а их сын - ФИО12, 1989 г.р., зарегистрирован с 18 августа 2003 года.
В августе 2006 года брак между Шмаковыми расторгнут. По договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность от 22 августа 2007 года квартира, ранее предоставленная заявителю в р.п. Чучково, передана его бывшей супруге в собственность в порядке приватизации администрацией муниципального образования - Чучковское городское поселение Рязанской области.
С 24 августа 2007 года двухкомнатная квартира N 73, расположенная по адресу: "адрес", на праве собственности принадлежит ФИО13
В связи с прибытием к новому месту военной службы в военный комиссариат Московского округа г. Рязани заявитель составом семьи 1 человек с 7 сентября 2006 года принят на жилищный учет и включен в автоматизированную базу данных Рязанской КЭЧ района МВО.
Решением начальника отделения от 6 июня 2014 года N 62-26-14/73 Шмаков снят с жилищного учета в связи с тем, что он, ранее обеспеченный Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", не сдал его установленным порядком, а поэтому права на повторное обеспечение жильем не имеет.
Вступившим в законную силу решением Рязанского гарнизонного военного суда от 30 июня 2014 года снятие заявителя с жилищного учета признано незаконным и на должностное лицо возложена обязанность отменить принятое им решение от 6 июня 2014 года N 62-26-14/73.
Решением начальника отделения от 19 сентября 2014 года N 62-37-14/28 вышеуказанное решение от 6 июня 2014 года отменено и Шмаков восстановлен на жилищном учете, однако решением этого же должностного лица от 15 октября 2014 года N 62-26-14/188 заявитель вновь снят с жилищного учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой права на получение жилья, ввиду несдачи ранее полученной от Министерства обороны Российской Федерации квартиры.
Полагая свои права нарушенными, Шмаков обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 15 октября 2014 года N 62-26-14/188, обязав названное должностное лицо его отменить и восстановить заявителя на жилищном учете, обеспечив жилым помещением по договору социального найма.
Он также просил взыскать с отделения в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой заявления государственной пошлиной в размере N рублей.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, считает, что квартиру, ранее полученную от Министерства обороны Российской Федерации по адресу: "адрес" установленным порядком сдал, что подтверждается справкой N 144 от 6 мая 2014 года, выданной администрацией муниципального образования Чучковское городское поселение Рязанской области.
Обращает внимание на то, что основания снятия его с жилищного учета являются теми же, что и в решении начальника отделения от 6 июня 2014 года N 62-26-14/73, которое признано незаконным вступившим в законную силу решением Рязанского гарнизонного военного суда от 30 июня 2014 года.
Полагает, что при таких обстоятельствах в соответствии со ст. 220 ГПК РФ производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Утверждает, что после изменения состава семьи правомерно в сентябре 2006 года был принят на жилищный учет Рязанской КЭЧ района МВО, а поэтому, не имея в настоящее время в собственности жилых помещений, вправе состоять на жилищном учете до получения жилого помещения по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, по общему правилу, установленному вышеназванным законом, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, а ранее и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", предоставляя военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантии обеспечения жильем по договору социального найма, государство возлагает на органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащим такого жилья, в том числе по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, только один раз, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее выделенное ему государством по месту прохождения военной службы жилое помещение, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается справка установленной формы.
Обеспечение военнослужащих, не сдавших жилые помещения, возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства военнослужащего, а не органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Как видно из материалов дела, Шмакову в период прохождения военной службы в войсковой части N Министерством обороны Российской Федерации в 1987 году была предоставлена двухкомнатная служебная квартира N 73, общей площадью 47,6 кв.м., расположенная по адресу: "адрес", по адресу которой он 27 января 1987 года зарегистрировался и состоит на указанном учете в настоящее время.
В августе 2006 года брак между заявителем и его супругой, зарегистрированной в вышеуказанной квартире с ноября 2003 года, расторгнут, а с 24 августа 2007 года вышеуказанная двухкомнатная квартира на праве собственности принадлежит ФИО14
Таким образом, поскольку заявитель, ранее обеспеченный в Рязанской области жилым помещением, установленным порядком его не сдал, что позволило его бывшей супруге приватизировать спорное жилое помещение, в результате чего он в настоящее время не может его сдать в установленном порядке уполномоченным государством органам, то он не имеет права состоять на жилищном учете в целях повторного обеспечения жильем по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с жилищного учета, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, является утрата оснований, дающих гражданам право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку, как указано выше, Шмаков не сдал в установленном порядке жилое помещение, ранее предоставленное ему Министерством обороны Российской Федерации в Рязанской области, то при таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ему в признании незаконным решения начальника отделения от 15 октября 2014 года N 62-26-14/188 о снятии его с жилищного учета по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Довод автора жалобы о его праве состоять на жилищном учете, в связи с тем, что в сентябре 2006 года он правомерно был принят на жилищный учет является несостоятельным, поскольку реализация данного права военнослужащего в целях последующего обеспечения жилым помещением по договору социального найма возможна только при условии сдачи жилого помещения, ранее полученного военнослужащим и (или) членами его семьи по месту службы, которое заявитель не сдал.
В этой связи довод автора жалобы о том, что спорное жилое помещение было сдано им, о чем имеется справка N 144 от 6 мая 2014 года, выданная администрацией муниципального образования Чучковское городское поселение Рязанской области, следует признать несостоятельным, поскольку в силу п. 17 Инструкции и приложения N 10 к ней, данная справка не является справкой установленного образца выдаваемой уполномоченными органом Министерства обороны Российской Федерации, и поскольку в настоящее время заявитель имеет регистрацию по адресу распределенной ему в 1987 квартиры, факт сдачи жилья нельзя признать состоявшимся.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Поскольку решение начальника отделения от 15 октября 2014 года N 62-26-14/188 о снятии заявителя с жилищного учета образует новый предмет судебного обжалования и не являлось предметом рассмотрения в суде первой инстанции 30 июня 2014 года, в котором к участию в деле не привлекался начальник филиала N 6 ФГКУ "1586 военный клинический госпиталь" Министерства бороны Российской Федерации, то при таких обстоятельствах довод жалобы о необходимости прекращения производства по делу, следует признать несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 1 декабря 2014 года по заявлению Шмакова Игоря Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты":
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания Л.И. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.