Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 26 февраля 2015 г. по делу N 33А-229/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
Председательствующего -
ФИО9,
судей:
ФИО3 и ФИО8,
при секретаре ФИО7, с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО4, представителя Министра обороны Российской Федерации ФИО10 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации ФИО11 на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N полковника ФИО1 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях внучки заявителя.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации в обоснование жалобы, объяснения заявителя и его представителя заявителя, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в войсковой части N С ДД.ММ.ГГГГ года заявитель с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое дочерей) состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания. В ДД.ММ.ГГГГ году у заявителя родилась внучка (дочь его дочери - ФИО5) ФИО6 С супругой, дочерьми и внучкой заявитель зарегистрирован по месту жительства при войсковой части N по адресу: "адрес", "адрес" "адрес". Фактически заявитель с вышеуказанными лицами на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении по адресу: "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратился в ДЖО с заявлением, в котором просил включить свою внучку - ФИО6 в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в качестве члена его семьи, к которому приложил: копию свидетельства о рождении внучки - ФИО6, копию свидетельства о регистрации ФИО6 по месту жительства, выписку из домовой книги войсковой части N и копию договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ
Письмом начальника 1 отдела ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении вышеуказанного заявления ФИО1 было отказано со ссылкой на разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г., ч. 1 ст. 69 ЖК РФ и с указанием на необходимость представления в ДЖО документов, подтверждающих совместное проживание его и его внучки, а также нахождение ФИО6 на иждивении заявителя.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия директора ДЖО, связанные с отказом во включении его внучки - ФИО6 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в качестве члена его семьи, и обязать директора ДЖО включить его внучку в указанный реестр в качестве члена его семьи.
Кроме того, заявитель просил взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу 200 рублей - в возмещение расходов, связанных с уплатой государственной пошлины и 30 000 рублей - в возмещение расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил частично, обязав директора ДЖО включить ФИО6 в указанный реестр.
Кроме того, суд присудил к взысканию и Министерства обороны Российской Федерации в пользу заявителя 6 200 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В удовлетворении заявления в остальной части требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны РФ, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 17, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе", указывает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что заявителем не были представлены документы подтверждающие факты его совместного проживания со своей внучкой, ведения ими совместного хозяйства, а также нахождения ФИО6 на иждивении заявителя.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действительно, ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", раскрывая круг лиц на которых, как на членов семьи военнослужащих, распространяются социальные гарантии, предусмотренные вышеуказанным законом, указания на внуков военнослужащего не содержит.
Вместе с тем, в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации круг лиц, которых следует относить к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения, прямо не определен.
Ст. 7 ЖК РФ определено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Частью 1 ст. 69 ЖК РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В силу ст. 70 ЖК РФ на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 26 и 27 своего постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
При этом с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путём внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-2 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из материалов дела видно, что ФИО1, необеспеченный жилым помещением по месту военной службы, состоящий на учёте нуждающихся в обеспечении жильём с составом семьи 4 человека, с ДД.ММ.ГГГГ года вместе с супругой и двумя дочерьми постоянно зарегистрирован по адресу войсковой части N ( "адрес", "адрес", "адрес"). На основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении по адресу: "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ вместе с заявителем по адресу воинской части по месту жительства зарегистрированы, а также проживает совместно с ним в указном жилом помещении его внучка ФИО6.
Таким образом, несмотря на то, что нормы статей 69, 70 ЖК РФ в отношении заявителя прямому применению не подлежат, поскольку он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем право внучки ФИО1 на обеспечение жильём совместно с ним вытекает из приведённых выше норм Закона в совокупности с положениями о порядке регистрации граждан по месту жительства.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что командование в качестве способа временного обеспечения заявителя и членов его семьи жильём до получения ими жилого помещения по договору социального найма из предусмотренных в приведённой норме Закона избрало аренду заявителем жилого помещения с одновременной регистрацией по месту жительства ФИО1 и проживающих совместно с ним членов его семьи по адресу воинской части.
В этой связи при разрешении вопроса о предоставлении жилья заявителю следует учитывать всех зарегистрированных и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе его внучку - ФИО6, а поэтому оспоренный заявителем отказ ДЖО в принятии его внучки ФИО6 на жилищный учёт нельзя признать обоснованными.
Утверждение автора жалобы о том, что заявителем не представлено доказательств совместного проживания со своей внучкой, ведения ими совместного хозяйства, судебная коллегия отвергает, поскольку факт совместного проживания заявителя и его внучки подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ А являясь малолетней, внучка заявителя, безусловно, не может вести хозяйство отдельно от своей матери, проживающей совместно с ней и являющейся членом семьи заявителя.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем действия ДЖО, связанные с отказом во включении его внучки в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в составе его семьи лишь на том основании, что заявителем не представлены документы, подтверждающие совместное проживание его и его внучки, а также нахождение ФИО6 на иждивении заявителя, является незаконным.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации ФИО12 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.