Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 26 февраля 2015 г. по делу N 33А-251/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Коронца А.А. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Морозовой Л.И. с участием заявителя и представителя командиров войсковых частей N и N ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N ФИО9 на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2014 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса Трофимова Дмитрия Викторовича об оспаривании бездействия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в не принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя должностного лица, в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Трофимов с февраля 2002 года проходил военную службу в войсковой части N, непосредственно подчиненной войсковой части N.
24 декабря 2003 года решением жилищной комиссии войсковой части N он включен в список очередников для обеспечения служебным жилым помещением.
26 ноября 2009 года он обратился с рапортом об увольнении с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в котором изложил просьбу об оставлении его в списках очередников и обеспечении жильем в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, 26 ноября 2009 года им по команде подан рапорт о предоставлении ему постоянного жилья в г. Москве.
19 января 2010 года приказом командира войсковой части N он уволен с военной службы, а с 28 января 2010 года исключен из списков личного состава воинской части.
В июне 2014 года по вопросу очередности нахождения на жилищном учете он обратился в адрес командира войсковой части N и директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, однако получил ответы, что он не состоит в списках очередников на получение жилых помещений.
Полагая свои права нарушенными, Трофимов обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил:
- признать незаконным бездействие директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в не включении его в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях;
- обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации восстановить его в списке (реестре) очередников на получение жилого помещения с 26 ноября 2009 года;
- обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предоставить ему жилое помещение для постоянного проживания вне очереди.
Гарнизонный военный суд заявление Трофимова удовлетворил частично.
Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N, выраженное в не реализации права Трофимова состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания и обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии Трофимова и членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с 26 ноября 2009 года.
В остальной части заявления Трофимова суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N, считает решение суда, в части удовлетворенных требований, незаконным и необоснованным, просит его в этой части, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы он указывает, что суд необоснованно не применил последствия пропуска заявителем процессуального срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Считает, что суд в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за рамки заявленных требований Трофимова и признал незаконным бездействие командира войсковой части N, выраженное в не реализации права Трофимова состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания ввиду отсутствия таких требований заявителя и обязал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии Трофимова и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещения для постоянного проживания, а требования заявителя были адресованы к директору Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, как должностному лицу.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закона), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 26 и 28 действовавшей до ноября 2010 года Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
В приказе министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1297 отражено, что вышеуказанный приказ министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 признан утратившим силу.
Из указаний министра обороны Российской Федерации от 4 июня 2010 года N 205/2/373 следует, что органами военных управлений в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации должны быть представлены списки военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, для включения в единый реестр военнослужащих, а Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации необходимо осуществить проверку обоснованности признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Таким образом, военнослужащие признанные нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями до ноября 2010 года включались в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании списков, представляемых командованием воинских частей.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 указанной Инструкции, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Закона право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются - нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются документы поименованные в подпунктах "а"-"и" данного пункта.
Пунктом 7 данной Инструкции определено, что уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" определено, что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкции является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что поскольку заявитель относится к категории военнослужащих обеспечиваемых на весь период службы служебным жильем, то право на обеспечение постоянным жилым помещением возникло у него при подаче рапорта от 26 ноября 2009 года об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом о своем желании реализовать указанное право Трофимов указал как в рапорте об увольнении, так и при проведении с ним беседы, а также в отдельном рапорте от 26 ноября 2009 года о предоставлении ему постоянного жилого помещения.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, приказом командира войсковой части N от 19 января 2010 года N 01 Трофимов был уволен с военной службы в запас, а вопрос обеспечения его жилым помещением для постоянного проживания командованием разрешен не был.
Поскольку право на жилищное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина, а Трофимов при представлении его к увольнению с военной службы неоднократно выражал желание его реализовать, то суд первой инстанции обоснованно указал, что командование обязано было предпринять меры для реализации права заявителя состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, даже в отсутствие его прямого обращения в жилищную комиссию войсковой части N.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд, правомерно признал незаконным бездействие командира войсковой части N, выраженное в не реализации права Трофимова состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в настоящее время уполномоченным органом, осуществляющим жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, то вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по восстановлению нарушенных прав заявителя правомерно возложена на указанный уполномоченный орган, а не на его руководителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2014 года по заявлению Трофимова Дмитрия Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты".
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания Л.И. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.