Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 15 января 2015 г. по делу N 33А-29/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Уланова А.Е.,
судей:
Богдашова Д.А. и Павленка С.В.,
при секретаре Онищенко С.Л., с участием заявителя ФИО1 и представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N старшего лейтенанта юстиции ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N ФИО5 на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 3 октября 2014 года, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии и командира войсковой части N от 31 июля 2014 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., объяснения представителя должностного лица в обоснование апелляционной жалобы, доводы заявителя, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в г. Котовске Тамбовской области. Он и члены его семьи проживают в жилом помещении общей площадью 46,2 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности матери его жены ФИО6
4 апреля 2014 года ФИО1 обратился к командованию воинской части с рапортом о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, так как на каждого проживающего приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, но решением жилищной комиссии войсковой части N от 31 июля 2014 года, утвержденным командиром указанной воинской части 5 августа 2014 года, ему было отказано в удовлетворении данного рапорта со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как им не представлены документы, подтверждающие право тёщи состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Полагая, что указанное решение должностных лиц является незаконным, а у него и членов его семьи имеется право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от 31 июля 2014 года в части отказа в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также действия командира войсковой части N, связанные с утверждением 5 августа 2014 года данного решения жилищной комиссии. Кроме того, просил суд обязать жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть его рапорт от 4 апреля 2014 года о принятии его вместе с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях и взыскать в его пользу понесенные судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления полностью.
В обоснование жалобы ее автор указывает, что в октябре 1997 года ФИО1 приобрел в собственность жилое помещение, общей площадью 23,0 кв.м. по адресу: "адрес", где зарегистрировался по месту жительства, а в 1998 году по данному адресу были зарегистрированы его жена и сын. В апреле 2007 года ФИО1 на основании договора купли-продажи от 3 апреля 2007 года продал вышеуказанное жилое помещение матери своей жены ФИО6, но остался вместе с членами своей семьи проживать в данном жилом помещении.
Отмечает, что согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника, которые в соответствии с п. 2 ст. 31 того же кодекса имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Также ссылается, что какое-либо соглашение между ФИО1 и ФИО6 на проживание в вышеуказанном жилом помещении не заключалось, они проживают одной семьей и ведут общее хозяйство, имея право проживания и пользования жилым помещением по адресу: "адрес", площадь которого после перепланировки составляет 46,2 кв.м.
По мнению автора жалобы, суд не принял во внимание, что согласно п. 2, ч. 1, ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.
В заключение автор жалобы указывает, что для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо учитывать факт приобретения в собственность ФИО6 в 2012 году квартиры по адресу: "адрес", что судом учтено не было.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Порядок реализации права военнослужащего на жилище определен в ст.ст. 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом, как усматривается из их содержания, приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь) так и дополнительные обязанности (в частности, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В оспариваемом решении жилищной комиссии основанием для отказа в принятии заявителя и членов его семьи на жилищный учет указан п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, который предусматривает отказ в принятии на жилищный учет в том случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, как следует из этого же решения жилищной комиссии, а также из пояснений представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N капитана юстиции ФИО5, ФИО1 было отказано в принятии на жилищный учет по той причине, что, по мнению жилищной комиссии, он не представил всех необходимых документов. То есть, фактически ФИО1 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, по другому основанию, которое не было указано в качестве такового в решении жилищной комиссии. При этом, в решении жилищной комиссии не указано, какие именно, представленные заявителем документы или содержащиеся в них сведения препятствуют постановке ФИО1 на жилищный учет.
При этом, на основании ч.ч. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом осуществляющим принятие на учет, на основании заявлений данных граждан.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 12 февраля 2010 года N 75, для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 5 к настоящей Инструкции. К рапорту прилагаются копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Согласно материалам дела ФИО1 проходит военную службу с 27 августа 1990 года по настоящее время, общая продолжительность его военной службы по состоянию на 20 марта 2014 года составляет 25 лет 6 месяцев 26 дней и в его личном деле в качестве членов семьи указаны жена - Марина Николаевна и сын - Даниил. 1998 года рождения.
Из материалов дела также усматривается, что ФИО1 в период прохождения военной службы с 27 июля 1990 года жильем не обеспечивался, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он вправе претендовать на получение жилого помещения на общих основаниях, то есть по договору социального найма, либо в собственность, или на получение жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконности решения жилищной комиссии об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, является обоснованным, так как ни Жилищный кодекс РФ, ни ведомственный нормативно-правовой акт не предусматривают конкретного перечня документов, представляемых военнослужащим внутренних войск МВД РФ вместе с рапортом о принятии его на жилищный учет, а в случае возникновения сомнений относительно жилищного положения самого заявителя, либо члена его семьи и отсутствия у жилищной комиссии необходимых сведений для разрешения возникших сомнений, она обязана была самостоятельно запросить недостающие сведения и после их поступления принять решение по существу.
С учетом изложенного, суд правильно признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от 31 июля 2014 года в части отказа в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а также действия командира войсковой части N связанные с утверждением указанного решения жилищной комиссии.
Вопреки мнению автора жалобы, только заявление им в судебном заседании о обеспеченности ФИО1 и членов его семьи жилым помещением по установленным нормам, а также наличие в собственности ФИО6 иного жилого помещения какого-либо значения для данного дела не имеет, поскольку данные обстоятельства должна установить жилищная комиссия воинской части и только после их получения в соответствии с действующим законодательством принять решение о включении или об отказе во включении в списки нуждающихся в жилье.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных выше норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 3 октября 2014 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда С.В. Павленок
Секретарь судебного заседания С.Л. Онищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.