Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 марта 2015 г. по делу N 33А-307/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей: ФИО3 и ФИО7,
при секретаре ФИО4, с участием представителя заявителя - ФИО5, представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - Департамент) ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО5 на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Главного командования Военно-Морского Флота полковника в отставке ФИО1 об оспаривании действий Департамента, связанных с отказом в предоставлении заявителю жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобе, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 проходил военную службу по контракту в "адрес", где ему, его супруге и двоим детям в ДД.ММ.ГГГГ года предоставили служебную "адрес" общей площадью 70,2 кв. метров в "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ года заявитель переведен для дальнейшего прохождения военной службы в "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ того же года с составом семьи четыре человека он признан нуждающимся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и его супругой расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявитель обращался к начальнику ОМУ ВМФ и начальнику "адрес" КЭЧ района с рапортами, в которых просил принять меры по аннулированию его ордера от ДД.ММ.ГГГГ N на служебную жилую площадь, расположенную в "адрес", принять её у него, выселить из неё бывших членов его семьи, предоставив им иное жилое помещение, и выдать ему справку о сдаче служебного жилого помещения.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года N 349-р "адрес" исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу "адрес", расположенной в "адрес", и зарегистрировался по адресу воинской части в "адрес".
В соответствии с решением "адрес" городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ бывшая супруга заявителя и его сын стали собственниками по ? доли жилого помещения по адресу "адрес", в порядке приватизации.
Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в предоставлении распределенного ранее жилого помещения по адресу: "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ года заявитель уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Главного командования ВМФ.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N, обязать названное учреждение заключить с ним договор социального найма на распределенное ему жилое помещение по адресу: "адрес", в связи с оформлением права собственности Российской Федерации на это жилое помещение, утвержденного свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование этого приводит вышеуказанные обстоятельства и обращает внимание на принятые ФИО1 попытки сдать полученное в "адрес" жилое помещение, которое без его согласия было приватизировано членами его бывшей семьи. В настоящее время заявитель уволен с военной службы, однако жилым помещением по договору социального найма не обеспечен и на праве собственности не имеет.
Выводы суда необоснованны и противоречат разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Суд первой инстанции не отразил в решении и не учел имеющиеся в деле доказательства об отнесении квартиры в "адрес" к специализированному жилищному фонду. Исключение названного поселка из состава закрытых военных городков не влечет автоматического исключения жилых помещений, находящихся в поселке, из специализированного жилищного фонда, что судом во внимание принято не было. Предоставленная ФИО1 в "адрес" квартира, несмотря на сохранение статуса служебной, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" могла быть приватизирована на основании согласия ее собственника.
Далее автор жалобы обращает внимание на то, что заявитель до подачи документов о снятии с регистрационного учета в "адрес" не имел законных оснований на принудительный размен служебного жилья.
Исходя из п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, вывод суда о незаконности снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу служебной квартиры в связи с регистрацией по месту службы в "адрес" необоснован.
Таким является и вывод суда о том, что, не сдав в установленном порядке квартиру в "адрес", заявитель распорядился ею. При этом суд не учел, что в силу ч. 2 ст. 101 Жилищного кодекса РФ наниматель служебного жилого помещения может прекратить правоотношения с наймодателем в любое время. Данное право ФИО1 реализовал, подав рапорт непосредственному начальнику и выехав из жилого помещения, расположенного в "адрес", после расторжения брака.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям пунктов 1 и 14 ст. 15, а также п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилого помещения для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого помещения при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по новому месту военной службы или избранному при увольнении с военной службы постоянному месту жительства.
Приведенные правовые нормы позволяют сделать вывод, что закон возлагает на военнослужащего обязанность сдать выделенное ему в связи с прохождением военной службы жилое помещение для получения им другого жилого помещения.
Обязанность сдачи ранее предоставленного жилья вытекает и из п. 5 ст. 15 этого же Федерального закона, в соответствии с которым в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно пунктам 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, указанные выше нормы жилищного законодательства предполагают, что для реализации военнослужащим права на получение жилого помещения для постоянного проживания он обязан сдать выделенное ему ранее по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных служебным жильем в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Кроме того, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением либо не сдал его в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 41 действовавшей до 8 ноября 2010 года Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, и об этом правильно указал суд первой инстанции в решении, по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение, состоящее на учете в КЭЧ района, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с письменного их согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения.
По центральным органам военного управления, военно-учебным заведениям, дислоцированным в Москве и в Московской области, воинским частям центрального подчинения и не состоящим на обеспечении жилыми помещениями в военных округах решения по этим вопросам принимают заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил и командующие родами войск, которым они подчинены.
Как установлено по делу, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи была предоставлена служебная "адрес" общей площадью 70,2 кв. метров в "адрес", расположенном в "адрес". Это обстоятельство подтверждается копией талона к ордеру "адрес" КЭЧ района "адрес" военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N, на котором имеется диагональная черта с выполненной ручным способом надписью "служебное".
ДД.ММ.ГГГГ заявитель расторг брак с супругой. В ДД.ММ.ГГГГ года "адрес" исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Зная об этом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по адресу квартиры в "адрес" и зарегистрировался по адресу воинской части в "адрес".
В соответствии с материалами гражданского дела "адрес" городского суда "адрес", на основании которых названным судом вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, в суд была представлена идентичная копия талона к ордеру, положенная в основу удовлетворения требований бывшей супруги заявителя о приватизации квартиры в "адрес", но без диагональной черты и надписи "служебное".
При таких данных суд, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованным выводам о том, что ФИО1, обеспеченный в ДД.ММ.ГГГГ жилым помещением в "адрес" и назначенный в ДД.ММ.ГГГГ на новую воинскую должность в "адрес", снялся с регистрационного учета по адресу предоставленной ему квартиры лишь в ДД.ММ.ГГГГ и эти его действия не связаны с самим переводом его к новому месту службы.
После исключения "адрес" из перечня закрытых военных городков и снятия заявителя в ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета предоставленная ему в данном населенном пункте квартира в ДД.ММ.ГГГГ была приватизирована членами его бывшей семьи, а поэтому утратила статус специализированного жилья.
В связи с расторжением брака, до и после снятия с регистрационного учета ФИО1 не принял надлежащих мер по сдаче жилого помещения, расположенного в "адрес", в том числе по правилам п. 41 действовавшей по 8 ноября 2010 года Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, к таким мерам рапорта ФИО1 к начальнику ОМУ ВМФ и начальнику "адрес" КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не относятся.
При этом соответствующего разрешения уполномоченных на то должностных лиц его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не получили, а справку о сдаче жилья заявителю не выдали.
С учетом изложенного суд первой инстанции, несмотря на доводы апелляционной жалобы, правильно указал в судебном постановлении, что заявитель распорядился ранее предоставленным ему военным ведомством жилым помещением, сдать его в установленном порядке возможности не имеет, а поэтому оснований для удовлетворения его требований о признании незаконным и отмене решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N, возложении обязанности на Департамент заключить с ним договор социального найма на распределенное ему жилое помещение по адресу: "адрес", не имеется.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, вывода о незаконности снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу служебной квартиры в связи с регистрацией по месту службы в "адрес" обжалуемое судебное решение не содержит.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.