Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 марта 2015 г. по делу N 33А-321/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Игнатьева Александра Николаевича об оспаривании действий начальника территориального отделения в Тверской области г. Тверь Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - отделение), связанных с отказом в принятии членов семьи заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Игнатьев проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
Решением начальника отделения от 20 августа 2014 года заявитель был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 человека (он и его мать ФИО11).
В дальнейшем он обратился к названному должностному лицу с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, его супруги ФИО12 и сына супруги ФИО13 2003 года рождения, который 12 сентября 2014 года решением Бологовского городского суда Тверской области признан членом его семьи.
Начальник отделения решением от 7 ноября 2014 года N 69-23/008/14 отказал в принятии ФИО14 и ФИО15 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, мотивируя свой отказ тем, что указанные члены семьи заявителя являются гражданами иностранного государства - Украины.
Полагая, что вышеуказанные действия начальника отделения не соответствуют требованиям п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Игнатьев обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 7 ноября 2014 года N 69-23/008/14 и возложить на указанное должностное лицо обязанность принять членов его семьи ФИО16 и ФИО17 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Игнатьева отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы он указывает, что суд первой инстанции сделал неверную ссылку на ч. 5 ст. 49 ЖК РФ, согласно которой предусмотрен прямой запрет на предоставление жилых помещений по договорам социального найма иностранным гражданам, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Обращает внимание, что в соответствии с ч. l ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма указанным федеральным законом исполнительной власти по месту военной службы.
Указывает, что указанной нормой законодатель дает военнослужащему право выбора способа улучшения своих жилищных условий - жилье в натуре или денежные средства на его приобретение, при этом при получении субсидии, запрета на обеспечение ею не граждан Российской Федерации, нет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 49 ЖК РФ военнослужащие отнесены к категории лиц, которым жилье по договорам социального найма предоставляется в установленном ЖК РФ порядке в случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу абз.1 п.1 ст. 15 вышеназванного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Однако, из положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, равно как и из Федерального закона "О статусе военнослужащих", не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам, которые являются членами семьи военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, ч. 5 ст. 49 ЖК РФ предусмотрен прямой запрет на предоставление жилых помещений по договорам социального найма иностранным гражданам, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
С этим корреспондирует выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 4 марта 2004 года N 146-0 правовая позиция. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, во взаимосвязи со ст. 17 и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
Не содержат указаний на связь возникновения права на жилище иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на иждивении военнослужащих, с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства также федеральные законы и международные договоры Российской Федерации, а поэтому отказы органов военного управления в постановке указанных граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семей военнослужащих не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права. Факт постоянного проживания членов семей военнослужащих - иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на иждивении военнослужащих, на территории Российской Федерации также не является основанием для обеспечения указанных граждан бесплатным жильем, в том числе и за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут быть признаны лишь граждане Российской Федерации.
При таких обстоятельствах супруга и сын супруги Игнатьева, являясь гражданами иностранного государства, не имеют права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не смотря на то, что они вселены в занимаемое заявителем жилое помещение в качестве членов его семьи.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что начальник отделения обоснованно отказал Игнатьеву в постановке на учет нуждающихся членов его семьи, являющихся иностранными гражданами, поэтому обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы заявителя о том, что действующее жилищное законодательство не содержит запрета для иностранных граждан на обеспечение их жильем путем получения субсидии, являются несостоятельными, поскольку получение субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащего и членов его семьи, а обеспечение жильем иностранных граждан, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2014 года по заявлению Игнатьева Александра Николаевича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты".
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.