Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 05 марта 2015 г. по делу N 33А-344/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей: ФИО3 и ФИО7,
при секретаре ФИО6, с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с принятием решения об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения и снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10 проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", имеет выслугу на военной службе более 10 лет, в ДД.ММ.ГГГГ году уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в списках очередников на получение жилья. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", площадью 66,2 кв. м ... количество зарегистрированных? Где зарегистрированы сын, дочь и супруга?
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и его супруга - ФИО5 были признаны нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
Согласно извещению ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 доведено о распределении ему на состав семьи 3 человека (он, супруга и сын) жилого помещения, общей площадью 66,2 кв.м., находящегося по адресу "адрес", "адрес", с предложением за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения, с чем заявитель согласился.
Вместе с тем решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения, а сам он вместе с членами семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и подпунктом "д" пункта 10 Инструкции о порядке предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция), со ссылкой на неправомерные действия должностных лиц органа, осуществившего принятие его на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поводом к принятию указанного решения явилось то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 принадлежало 0,25 доли в праве долевой собственности на жилое помещение общей площадью 66,0 кв.м. (16,5 кв.м.), находящегося по адресу: "адрес", а его супруге в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежало 0,25 доли в праве долевой собственности на жилое помещение общей площадью 46,6 кв.м. (11,65 кв.м.), находящегося по адресу: "адрес".
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать ДЖО отменить вышеуказанное решение рассмотреть вопрос о предоставлении ему с учетом членов его семьи жилого помещения по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления ФИО9 отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 53 ЖК РФ указывает, что оспоренное заявителем решение вынесено по истечении пятилетнего срока, исчисленного с ДД.ММ.ГГГГ - даты прекращения права собственности супруги заявителя на долю в принадлежавшем ей жилом помещении.
Полагает, что в связи с этим доводы суда первой инстанции об обеспеченности заявителя и членов его семьи жилым помещением выше учетной нормы являются ложными.
Отмечает, что поскольку до ДД.ММ.ГГГГ заявитель имел в собственности 16,5 кв.м. жилого помещения, а состав его семьи составляет 3 человека, он имеет право на получение жилого помещения 64,5 кв.м. (4 члена семьи х 18 кв.м. + 9 кв.м. - 16,5 кв.м. = 64,5 кв.м.)
В заключение жалобы ее автор, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 249 ГПК РФ указывает, что доказательств законности оспоренных заявителем действий директором ДЖО в суд не представлено, однако данное обстоятельство оставлено судом без внимания.
"данные изъяты"
ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 2 ст. 29 ЖК РСФСР, п. 12, 13 постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, указывает, что в соответствии с подпунктом "б" п. 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, которая Законом "адрес" от 12 мая 1999 года N "Основы жилищной политики в городе Москве" была установлена в размере 18 кв.м. общей площади.
Отмечает, что в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть без их согласия исключены из списка очередников на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обращает внимание, что в силу подпункта "г" п. 26 Правил снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях может быть произведено в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. В то время как он и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке и каких-либо нарушений при принятии его и членов его семьи на указанный учет ни с его стороны, ни со стороны органа осуществлявшего принятие на учет, допущено не было.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указывает, что оснований для снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, как принятых на указанный учет до 1 марта 2005 года, не имеется.
Акцентирует внимание на том, что его право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях подтверждено решением жилищной комиссии Министерства обороны от 14 января 2009 года N 155/8/2, которое никем не оспорено и не отменено. Оценки указанному решению, равно как и другим, представленным им доказательствам, судом не дано.
В заключение жалобы указывает, что судом оставлено без внимания то, что жилое помещение, в котором проживают он и члены его семьи, находится в собственности Министерства обороны РФ и на условиях социального найма ему не предоставлялось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Статья 29 ЖК РСФСР к основаниям признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий относила обеспеченность гражданина жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Пунктом 13 Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской думы от 24 декабря 1997 года N 95 учетная норма для отдельных квартир была установлена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого зарегистрированного по месту жительства члена семьи.
Аналогичный размер учетной нормы был закреплен в п. 13 Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилья в городе Москве, утвержденном постановлением Московской городской Думы от 7 октября 1998 года N 86, п. 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12, п. 4 ст. 2 и подпункте 1 п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 15 января 2001 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", а также п. 1 ч. 1 ст. 8 и ч. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Как следует из материалов дела, ФИО11 в 1990 году для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение, по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", имеющее общую площадь 31,4 кв.м. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, обеспеченность ФИО12 и членов его семьи жилым помещением превышала учетную норму. В последующем жилищные условия заявителя не менялись, в связи с чем, исходя из приведенных выше положений законодательства, как в ДД.ММ.ГГГГ году, так и в ДД.ММ.ГГГГ году оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях не имелось. Не имеется их в настоящее время.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспоренным заявителем решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ права заявителя и членов его семьи нарушены не были и обоснованно отказал в удовлетворении заявления Лобанова.
Ссылки автора жалобы на положения подпункта "б" п. 7 Правил, согласно которым основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку из объяснений заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что в ДД.ММ.ГГГГ - году принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, он проходил военную службу и увольнению не подлежал, в то время как из вышеуказанных Правил следует, что они распространяются лишь на тех военнослужащих, которые подлежат увольнению либо уволены с военной службы.
Более того, в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
В соответствии же с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность их указанными помещениями на одного члена семьи менее предела именно учетной нормы, а не социальной нормы.
Таким образом ссылка заявителя на решение жилищной комиссии Министерства обороны РФ от 14 января 2009 года, о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, также не может быть признана состоятельной, поскольку на дату принятия указанного решения, подпункт "б" п. 7 Правил вошел в противоречие с вышеприведенными положениями ЖК РФ, имеющего большую юридическую силу.
Утверждение заявителя о том, что в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он, как имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, не может быть без его согласия исключен из списка очередников на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, также является несостоятельным, так как указанная норма распространяется на военнослужащих, правомерно состоящих на жилищном учете, к числу которых, как следует из изложенного выше, заявитель не относится.
Довод автора жалобы о том, что жилое помещение, в котором проживают он и члены его семьи на условиях социального найма ему не предоставлялось, не может быть принят во внимание, поскольку заявитель фактически проживает в жилом помещении на данных условиях.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование действующего законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.