Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 22 января 2015 г. по делу N 33А-73/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Уланова А.Е.,
судей:
Неустроева В.С. и Павленка С.В.,
при секретаре Онищенко С.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Курского гарнизонного военного суда от 30 октября 2014 года, согласно которому военнослужащему войсковой части "данные изъяты" старшему сержанту ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения начальника Курского отделения в Курской области - г. Курск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Курского отделение ЗРУЖО), связанных с внесением изменений в список очередников на предоставление жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, 25 октября 2001 года решением жилищной комиссии войсковой части N ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи их четырех человек поскольку обеспеченность жильем в ранее предоставленной военным ведомством квартире на состав семьи 4 человека составляла менее учетной нормы - 11,7 кв.м. После развода в 2011 году, решением Ленинского районного суда г. Курска от 26 февраля 2014 года, ФИО1 был признан утратившим право пользования ранее предоставленным жилым помещением, расположенном по адресу: "адрес", и снят с регистрационного учета по этому адресу, так как добровольно выехал из ранее предоставленного жилого помещения. Общая площадь указанного жилого помещения составляла 46,8 кв.м. В дальнейшем ФИО1 изменил способ реализации своего права на жильё и стал состоять в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении путем предоставления жилищной субсидии, однако решением начальника Курского отделения ЗРУЖО от 10 октября 2014 года были внесены изменения в список очередников на предоставление жилищной субсидии для приобретения жилья, путем уменьшения нормы предоставления ФИО1 общей площади жилого помещения на 11,7 кв.м.
Полагая, что указанным решением должностного лица нарушаются его права, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действия начальника Курского отделения ЗРУЖО, связанные с внесением изменений в список очередников на предоставление жилищной субсидии для приобретения общего жилого помещения площадью 21,3 кв.м., незаконными и отменить его.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы он указывает, что в феврале 2014 года, в связи с вынесением судебного решения, он был признан утратившим право пользования ранее предоставлено военным ведомством квартирой, а начальником Курского отделения ЗРУЖО сделан вывод, что норма предоставления для общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии должна составлять 21,3 кв.м. (33-11,7), то есть, от нормы площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии, которой он должен обеспечиваться в соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", была вычтена часть площади в ранее предоставленной Министерством обороны РФ квартиры, где он проживал раньше.
Считает, что решение начальника Курского отделения ЗРУЖО и обжалуемое судебное решение обоснованными и законными не являются, так как по смыслу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями должны учитываться при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, а не субсидии.
Обращает внимание, что согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ действиями и гражданско-правовыми сделками, которые должны учитываться при предоставлении жилого помещения, являются такие действия осуществлённые гражданами, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, а таких действий он не совершал.
По его мнению, суд не принял во внимание, что в уведомлении начальника Курского отделения ЗРУЖО от 10 октября 2014 года отсутствуют сведения о том, каким установленным законодательством субъектов Российской Федерации порядком он руководствовался, определяя норму предоставления площади помещения размером 21,3 кв.м.
В заключение автор жалобы указывает, что у начальника Курского отделения ЗРУЖО не имелось законных оснований для совершения оспариваемых действий, а судом первой инстанции неправильно были истолкованы нормы материального права, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, является основанием для отмены судебного решения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Порядок реализации права военнослужащего на жилище определен статьями 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом, согласно статье 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствие с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки в жилых помещениях, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Согласно материалам дела на основании ордера на жилое помещение, выданного Советом народных депутатов Ленинского района г. Курска 17 февраля 1988 года ФИО1 на семью из трех человек предоставлен жилое помещение размером 27,45 кв.м. жилой площади состоящее из двух отдельных комнат. Квартира расположена по адресу: "адрес", а решением жилищной комиссии войсковой части N от 25 октября 2001 года ФИО1, его супруга и две дочери были признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, так как на каждого проживающего в ранее предоставленной военным ведомством квартире приходилось менее учетной нормы, установленной в г. Курске.
Из материалов дела также усматривается, что 15 апреля 2011 год брак ФИО1 был расторгнут, а решением Ленинского районного суда 26 февраля 2014 года по гражданскому иску по заявлению его бывшей жены ФИО1 признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" снят с регистрационного учета по месту жительства. Из решения усматривается, что заявитель исковые требования признал и каких - либо мер, препятствующих снятию его с регистрационного учета по месту жительства, не принял.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО1, согласившись с иском, фактически произвел отчуждение части общего жилого помещения, в котором проживал ранее, как минимум на 11,7 кв.м., то есть ? ранее предоставленного жилого помещения, в котором он был ответственным квартиросъемщиком и из которого он выехал добровольно.
11 сентября 2014 года ФИО1 обратился в отделение ЗРУЖО с просьбой о перечислении ему субсидии для приобретения жилого помещения, предоставляемую в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на состав семьи в количестве одного человека, но решением начальника Курского отделения ЗРУЖО от 10 октября 2014 года на основании ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ были внесены изменения в жилищные данные заявителя при предоставлении жилого помещения и установлена норма предоставления 21,3 кв.м.
Согласно п. 4 "Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим-гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства от 3 февраля 2014 года N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный пунктом 3 данных Правил - 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего военнослужащего, уменьшается:
- на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
- на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.
Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершений указанных действий или гражданско-правовых сделок.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начальник Курского отделения ЗРУЖО в своем уведомлении о внесение изменений в учетные данные правомерно сослался на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем суд обоснованно признал его действия законными, а заявление ФИО1 необоснованным.
Вопреки мнению автора жалобы, начальник регионального управления жилищного обеспечения наделен полномочиями на внесение изменения в список очередников на предоставление военнослужащим жилищной субсидии для приобретения жилья не наделен, поскольку согласно п. 2.2.23 Положения "О территориальном отделении в Курской области - г. Курск федерального учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации утвержденного приказом начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N одной из задач и функций отделения является прием и обработка документов от военнослужащих для внесения изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курского гарнизонного военного суда от 30 сентября 2014 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда С.В. Павленок
Секретарь судебного заседания С.Л. Онищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.