Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Варлакова В.В., Богдановой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению Князева А.А. о признании незаконным заключения об аннулировании разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия,
по апелляционной жалобе Князева А.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Князеву А.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным заключения об аннулировании разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия, вынесенного инспектором ОЛРР УМВД России по г.Кургану от " ... ", отказать".
Заслушав доклад судьи Варлакова В.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя УМВД России по г. Кургану - Булыгиной А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князев А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения об аннулировании разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия, вынесенного " ... " инспектором ОЛРР УМВД России по г.Кургану.
В обоснование заявления указал, что является владельцем огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны - ружья "Иж-81" 12 калибра и двух единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения - "МР-80-13Т" 45 калибра. На указанное оружие были выданы разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия N от " ... " сроком действия до " ... ", N от " ... " сроком действия до " ... ", N от " ... " сроком действия до " ... ".
" ... " Князевым А.А. получено уведомление и заключение об аннулировании разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия N, N, N и изъятии оружия.
В качестве основания для аннулирования разрешений указано, что Князев А.А. не проходил подготовку и проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Заявитель полагал заключение незаконным.
Обращал внимание, что прохождение обучения является обязательным только для лиц, впервые получающих разрешение на хранение и ношение оружия.
Поскольку разрешение на хранение и ношение ружья "Иж-81" было получено в 2011 г., до внесения изменений в Федеральный закон "Об оружии", Князев А.А. полагал, что изменения в законе, касающиеся необходимости обучения правилам безопасного обращения с оружием, на него не распространяются.
Учитывая изложенное, Князев А.А. просил признать незаконным и отменить заключение об аннулировании разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия, вынесенное " ... " инспектором ОЛРР УМВД России по г.Кургану.
В судебном заседании представитель Князева А.А. - Белоусова Ю.А. заявленные требования поддержала.
Представитель УМВД по г.Кургану - Булыгина А.А. с заявленными требованиями не согласилась.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Князев А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Считает, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Обращает внимание, что УМВД по г.Кургану не представлены доказательства, подтверждающие, что Князев А.А. не проходил подготовку и обучение правилам безопасного обращения с оружием.
Кроме того, не представлены доказательства, подтверждающие, каким видом оружия владел Князев А.А., а, следовательно, невозможно сделать вывод, распространяются ли на правоотношения сторон требования Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" в редакции, действующей с 1 июля 2011 г.
В заседании судебной коллегии Князев А.А. и его представитель не участвовали. О месте и времени рассмотрения дела были уведомлены.
Представитель УМВД России по г. Кургану - Булыгина А.А. против доводов апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" как в прежней, так и в действующей редакции предусматривает для владельцев оружия необходимость проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Такую проверку знаний Князев А.А. не проходил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судебная коллегия приходит к выводу, что заключение об аннулировании разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия, вынесенное " ... " инспектором ОЛРР УМВД России по г.Кургану, соответствует требованиям закона и прав Князева А.А. не нарушает.
Из материалов дела видно, что впервые Князев А.А. обратился с заявлением о выдаче лицензии на право приобретения, хранения и ношение оружия самообороны " ... ".
Согласно статье 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (в редакции, действовавшей на указанный период времени) право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства (ч.1 ст. 13 Закона).
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 9 данного Федерального закона (ч. 12 ст. 13 Закона).
Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской Федерации (ч. 13, ст. 13 закона).
Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации (ч. 14 ст. 13 закона).
Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы, указанные в данном Федеральном законе (ч. 15 ст. 13 Закона).
В соответствии с п. 87 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" проверки знания правил безопасного обращения с огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием самообороны, огнестрельным бесствольным оружием самообороны, газовыми пистолетами и револьверами, а также сигнальным оружием проводятся сотрудниками лицензионно-разрешительной работы в ходе рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации, впервые приобретающих такое оружие.
При положительных результатах проверки сотрудник лицензионно-разрешительной работы на заявлении гражданина о выдаче лицензии производит запись о проведении проверки с указанием даты и заверяет ее собственной подписью (п. 89 Инструкции).
На заявлении Князева А.А. о выдаче лицензии на право приобретения, хранения и ношение оружия самообороны от " ... " записи о проведении проверки знания правил безопасного обращения с оружием самообороны нет.
" ... " Князев А.А. обратился с заявлением о выдаче лицензии на приобретение одного гладкоствольного огнестрельного охотничьего ружья для целей охоты.
Как указывалось выше, лица, впервые приобретающие охотничье оружие, в соответствии с требованиями Закона, при получении документа, удостоверяющего право на охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 Инструкции при получении лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия для занятия стрелковым спортом и охотничьего оружия, в том числе комбинированного, в целях охоты граждане Российской Федерации наряду с другими документами представляют документы, удостоверяющие их право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении.
Сведений о наличии у Князева А.А. документов, удостоверяющих право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении не имеется.
Несмотря на указанные обстоятельства, Князеву А.А. были выданы лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны на срок с " ... " по " ... " и разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия "ИЖ-81" на срок с " ... " до " ... ".
" ... " Князев А.А. обратился с заявлением о продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия "ИЖ-81".
Сведений о наличии у Князева А.А. в указанное время документов, удостоверяющих право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении не имелось.
Князеву А.А. было выдано разрешение N на хранение (без права ношения) огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны "ИЖ-81" на срок с " ... " до " ... ". При этом, в случае если Князеву А.А. выдавалось разрешение на оружие самообороны, в заявлении о выдаче разрешения от " ... " записи о проведении проверки знания правил безопасного обращения с оружием самообороны нет.
" ... " Князеву А.А. выдана лицензия N на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны на срок до " ... ".
С 1 июля 2011 г. вступили в действие изменения, внесенные в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
Согласно новой редакции ст. 13 Закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и другие предусмотренные данным Федеральным законом документы.
Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и порядок согласования этих программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В 2012 году Князев А.А. обращался с заявлениями о выдаче лицензий на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Сведений о том, что Князев А.А. представлял документы о проверке знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, не имеется.
Князеву А.А. были выданы разрешение N на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения "МР-80-13Т" на срок с " ... " до " ... " и разрешение N на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения "МР-80-13Т" на срок с " ... " до " ... ".
В связи с изменением места жительства Князеву А.А. выдано разрешение N на хранение (без права ношения) огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны "ИЖ-81" на срок с " ... " до " ... ".
Таким образом, материалы учетных дел по оружию не позволяют сделать вывод, что в период владения оружием с 2004 года Князев А.А. проходил проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных данным Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Таким образом, у должностного лица имелись основания для аннулирования ранее выданных Князеву А.А. разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия N, N, N и изъятии оружия.
Судебная коллегия учитывает, что право граждан на приобретение оружия не относится к закрепленным Конституцией Российской Федерации правам и может быть ограничено.
Оспоренное Князевым А.А. заключение ограничивает его право в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судебная коллегия отмечает, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, и прохождение проверки знания правил безопасному обращению с ним является важной гарантией безопасности как самого гражданина, претендующего на владение оружием, так и других лиц.
Доводы апелляционной жалобы Князева А.А. не могут быть приняты во внимание. В ходе разбирательства дела не было установлено, что лицензии и разрешения на оружие выдавались Князеву А.А. в установленном законом порядке.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 5 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Князева А.А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.