Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Безносовой Е.И.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 февраля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану к Жикину В.М. о взыскании транспортного налога, пени
по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану на решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ИФНС России по г. Кургану к Жикину В.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану Секисовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - ИФНС России по г. Кургану) обратилась в суд с исковым заявлением к Жикину В.М. о взыскании транспортного налога в сумме " ... " руб., пени в сумме " ... " коп.
В обоснование иска указано, что ответчик являлся собственником транспортного средства ВАЗ-21083, 64 л.с., регистрационный номер " ... ", автомобиль снят с учета 24 июля 2013 года. Жикин В.М. имеет задолженность по уплате транспортного налога за 2010 год в сумме " ... " руб., пени в сумме " ... " коп. Ответчику было направлено требование о добровольной уплате транспортного налога, однако в установленный срок налог не уплачен. Ссылаясь на положения ст.ст. 45, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Кургану просила взыскать с ответчика задолженность по налогу " ... " руб. и пени в сумме " ... " коп.
В судебном заседании представитель истца ИФНС России по г. Кургану Секисова Е.В. на иске настаивала.
Ответчик Жикин В.М. исковые требования не признал, ссылался на наличие льгот по налогообложению в связи с инвалидностью.
Судом вынесено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Кургану просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии со ст. 3 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 года N 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области" льгота по уплате налога предоставляется инвалидам по заявлению налогоплательщика при предоставлении документов, подтверждающих право на льготу. Ответчик в ИФНС России по г. Кургану с письменным заявлением о предоставлении льготы не обращался. Кроме того, в случае возникновения в течение года у налогоплательщика права на льготу по транспортному налогу освобождение от уплаты налога начинается с момента возникновения права на льготу. Предоставление льготы и перерасчет суммы налога производятся не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году подачи в налоговый орган письменного заявления о предоставлении льготы и перерасчете суммы транспортного налога. В связи с чем, перерасчет транспортного налога Жикину В.М. мог быть произведен только по его письменному заявлению и лишь за три предыдущих налоговых периода, а именно за 2013, 2012 и 2011 года. По данному делу истец просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2010 год, оснований для перерасчета которого не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ИФНС России по г. Кургану по доверенности Секисова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Указала, что ответчик в ИФНС России по г. Кургану с письменным заявлением о предоставлении льготы не обращался.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще, о причине неявки не уведомил. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании п.п.1, 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 НК РФ, в котором указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены п. 2 ст. 5 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 года N 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области" (в ред. Закона Курганской области от 30 сентября 2010 года N 61), действовавшей на момент начисления налога. Согласно данному закону налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик - физическое лицо вправе уплатить налог досрочно, в том числе до получения налогового уведомления.
Как видно из материалов дела, объектом налогообложения в спорный налоговый период 2010 года у ответчика Жикина В.М. являлось зарегистрированное на его имя транспортное средство ВАЗ-2108, государственный регистрационный знак Т161ВК45.
4 декабря 2010 года налоговый орган направил Жикину В.М. налоговое уведомление N об уплате транспортного налога за 2010 год в сумме " ... " руб.
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Статьей 75 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика по уплате пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку транспортный налог за 2010 год ответчиком в добровольном порядке уплачен не был, налоговым органом налогоплательщику заказным письмом направлено требование N об уплате задолженности по налогу в размере 635 руб. и пени в размере 213 руб. 34 коп., которое ответчиком в добровольном порядке не исполнено.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании за счет имущества данного физического лица в пределах сумм указанных в требовании.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пункт 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона N 20-ФЗ от 4 марта 2013 года) предусматривает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования сумма недоимки не превысила установленный законом минимум, ИФНС России по г. Кургану обратилось в судебном порядке за взысканием задолженности по транспортному налогу в приказном производстве, выданный мировым судьей судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка N 45 г. Кургана от 15 августа 2014 года, в связи с чем 9 октября 2014 года ИФНС России по г. Кургану обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика указанной задолженности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Жикина В.М. налоговой льготы, предусмотренной ст. 3 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 года N 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области" и освобождении в связи с этим ответчика от обязанности по оплате транспортного налога.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции ошибочным, исходя из следующего.
Согласно п. 4 ст. 4 НК РФ предусмотренная законом льгота предоставляется по заявлению налогоплательщика при предоставлении документов, подтверждающих право на льготу.
Согласно подп. 1-1 п. 1 ст. 3 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 года N 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области" от уплаты налога освобождены инвалиды за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно во выбору (заявлению) налогоплательщика.
Правом на использование налоговой льготы, установленной подп. 1-1 п. 1 ст. 3 настоящего закона имеют налогоплательщики - физические лица, имеющие документ, подтверждающий, что данный налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, указанных в подп.1,1-1 п.1, подп. 2 п.2, п.3 ст. 3 настоящего Закона.
Право на использование налоговых льгот, установленных указанными выше пунктами подтверждается копией документа, указанного в абз. 1 или 2 настоящего пункта, которая предоставляется в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 4 Закона Курганской области от 26 ноября 2002 года N 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области").
Учитывая указанные выше нормы регионального законодательства, налоговый орган обязан применить льготу только в том случае, если заявитель самостоятельно заявит о желании реализовать право на нее и представит подтверждающие документы.
Как установлено в судебном заседании Жикин В.М. является инвалидом " ... " группы (справка N), принадлежавшее ему транспортное средство имеет мощность двигателя 64 л.с. и ответчик вправе был в установленном законом порядке реализовать право на льготу по транспортному налогу.
Между тем доказательств, что ответчик обращался в налоговый орган с таким заявлением, в материалы дела не представлено.
Таким образом, заявительный порядок, предусмотренный законодателем для реализации налогоплательщиком права на налоговую льготу, ответчиком не соблюден.
Кроме того, на основании п. 3 ст. 363 НК РФ возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст.ст. 78 и 79 настоящего кодекса.
Пункт 7 ст. 78 НК РФ устанавливает, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, перерасчет суммы налога по заявлению налогоплательщика, поданному в 2014 году, может быть произведен за три предыдущих налоговых периода, а именно за 2013, 2012, 2011 годы. Принимая во внимание, что ИФНС России по г. Кургану предъявлены требования о взыскании с Жикина В.М. транспортного налога за 2010 год, оснований для применения при его исчислении налоговой льготы не имелось.
Поскольку Жикиным В.М. в добровольном порядке не исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2010 год, налоговое уведомление и требование об уплате налога, пени направлены ответчику в предусмотренные законом сроки, однако не исполнены, в связи с чем налоговый орган правомерно в установленный законом срок обратился за взысканием задолженности по налогу, пени в суд в порядке искового производства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2010 год и пени, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании с Жикина В.М. в пользу ИФНС России по г. Кургану задолженности по транспортному налогу в размере " ... " руб. и пени в размере " ... " коп.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2014 года отменить.
Взыскать в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану с Жикина В.М. задолженность по транспортному налогу за 2010 год в размере " ... " руб. и пени в размере " ... " коп.
Судья-председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Безносова Е.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.