Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Максимовой И.А.,
при секретаре Егоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Соловьева А.П. к Администрации Главы Чувашской Республики о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и возложении обязанности восстановить на учете государственных гражданских служащих Чувашской Республики, имеющих право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Соловьева А.П. - Ярлыкова В.Н. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Соловьева А.П. к Администрации Главы Чувашской Республики о признании за ним права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим и возложении обязанности на Комиссию по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики о восстановлении на учете для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с момента подачи заявления под N ... отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истца Соловьева А.П. - Ярлыкова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Администрации Главы Чувашской Республики Даниловой А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьев А.П. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Администрации Главы Чувашской Республики о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Чувашской Республики и возложении на Комиссию по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения обязанности восстановить на учете для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с момента подачи заявления под N ... , указав в обоснование заявленных требований следующее.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Комиссия) от 21 сентября 2012 года N 3 истец Соловьев А.П. принят на учет как государственный гражданский служащий Чувашской Республики, имеющий право на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. В последующем решением Комиссии от 14 мая 2014 года истец снят с учета в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Правил предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2012 года N 301, в связи с тем, что при постановке на учет не были представлены сведения о наличии у него в собственности объекта недвижимости, расположенного по адресу: ... , прекращение права собственности на который зарегистрировано 19 апреля 2011 года. Между тем, на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения 21 августа 2012 года вышеуказанная квартира в собственности истца уже не находилась. Право собственности на указанную квартиру истец приобрел после смерти своей матери в порядке наследования по закону, но сразу же переоформил право собственности на ее брата ... , на имя которого она при жизни собиралась оформить завещание, но не успела. Кроме того, на момент отчуждения квартиры истец не знал и не мог знать о том, что 23 июля 2012 года Кабинетом Министров Чувашской Республики будет принято постановление N 301 "О предоставлении государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". В связи с этим истец полагает, что его действия по отчуждению квартиры ... не могут рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий, поэтому снятие его с учета по указанному основанию является необоснованным.
Истец Соловьев А.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Соловьева А.П. - Ярлыков В.Н. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и суду дополнил, что действия истца по отчуждению квартиры в ... не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет и приобретения права на единовременную субсидию, так как постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2012 года N 301 "О предоставлении государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" было принято позднее.
В судебном заседании представители ответчика Администрации Главы Чувашской Республики Прокопьева Л.В. и Данилова А.В. исковые требования не признали и суду пояснили, что при подаче заявления о постановке на учет истец, представив сведения об отсутствии у него прав на недвижимое имущество, обязан был указать, что в течение 5 лет до дня подачи заявления им не совершались действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий. Решение о постановке Соловьева А.П. на учет было принято на основании представленных им документов, однако в последующем стало известно, что Соловьеву А.П. на праве собственности
принадлежала квартира в ... , право на которую прекращено 19 апреля 2011 года, в связи с чем было принято решение о снятии истца с учета.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Соловьева А.П. - Ярлыковым В.Н. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2012 года N 301 (далее - Правила), принятие государственного гражданского служащего Чувашской Республики на учет осуществляется Комиссией на основании его заявления.
Согласно пункту 10 Положения о Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2012 года N 301, организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Администрацией Главы Чувашской Республики.
21 августа 2012 года истец Соловьев А.П., являясь на тот момент ... , обратился в Комиссию с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с составом семьи из четырех человек (он сам, жена и двое несовершеннолетних детей), указав, что он сам и члены его семьи проживают в квартире ... , в качестве основания пользования жилым помещением указал на фактическое пользование по месту регистрации. При этом Соловьев А.П. в заявлении также указал, что в течение пяти лет до дня подачи настоящего заявления им не совершались действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, для приобретения права состоять на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. К своему заявлению Соловьев А.П. приложил документы, подтверждающие, что квартира ... принадлежит на праве собственности ... , и в данной квартире зарегистрированы четыре человека: сам Соловьев А.П., его супруга ... и двое несовершеннолетних детей.
Решением Комиссии от 21 сентября 2012 года Соловьев А.П. с составом семьи из четырех человек был поставлен на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 2 названных Правил, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м.
Решением Комиссии от 14 мая 2014 года Соловьев А.П., являющийся ... , снят с учета для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в
соответствии с подпунктом "г" пункта 18 названных Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет (выявлены сведения, свидетельствующие о том, что на момент постановки на учет для получения субсидии Соловьеву А.П. принадлежала квартира ... , прекращение права собственности на которую зарегистрировано 19 апреля 2011 года).
Не согласившись с решением Комиссии о снятии с учета, Соловьев А.П. обратился в суд с иском о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и возложении на Комиссию обязанности восстановить на учете для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с момента подачи заявления под N ...
Отказывая в удовлетворении заявленных Соловьевым А.П. исковых требований и соглашаясь с оспариваемым решением Комиссии от 14 мая 2014 года о снятии истца с учета, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для постановки истца на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилья на момент подачи им заявления в Комиссию не имелось, поскольку отчуждение по договору купли-продажи принадлежавшей истцу на праве собственности квартиры ... следует рассматривать в качестве действий, намеренно ухудшающих жилищные условия, в связи с чем истец не мог быть принят на учет ранее пяти лет с момента совершения указанных действий.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон и подтвержден материалами дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года N 11 "О государственной гражданской службе Чувашской Республики" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных федеральным законодательством, законами Чувашской Республики или иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение нуждающимся в улучшении жилищных условий жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно подпункту "б" пункта 2 названных Правил единовременная выплата носит целевой характер и предоставляется гражданскому служащему из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на безвозмездной основе на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
В силу пункта 17 названных Правил гражданский служащий, который с намерением приобрести право постановки на учет совершил действия, повлекшие
ухудшение жилищных условий, приобретает право постановки на учет не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий. При этом к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Данный пункт названных Правил основан на статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Подпунктом "г" пункта 18 названных Правил предусмотрено, что гражданский служащий снимается с учета в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 1 ноября 2010 года истец Соловьев А.П. стал собственником квартиры ... Общая площадь квартиры составляет ... кв.м.
На основании договора купли-продажи от 8 апреля 2011 года Соловьев А.П. продал вышеуказанную квартиру ... Согласно пункту 3.1 договора купли-продажи Соловьев А.П., его жена ... и дети ... состоят на регистрационном учете в квартире, иных граждан, имеющих на основании статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования и проживания в указанной квартире, не имеется. Данный договор в установленном порядке зарегистрирован 19 апреля 2011 года.
На момент подачи истцом заявления в Комиссию для принятия на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилья истец, его жена и двое несовершеннолетних детей были зарегистрированы в квартире ... Истец Соловьев А.П. зарегистрирован в данной квартире с ... года по настоящее время, его супруга ... зарегистрирована в квартире с ... года по настоящее время.
Учитывая, что истец ранее являлся собственником квартиры общей площадью ... кв.м., в которой кроме него были зарегистрированы члены его семьи, то на каждого члена семьи приходилось по ... кв.м. общей площади жилого помещения ( ... кв.м. : 4 чел.), что выше учетной нормы в размере 15 кв.м., установленной подпунктом "б" пункта 2 вышеназванных Правил, следовательно, у Соловьева А.П. и членов его семьи отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Однако после продажи квартиры обеспеченность Соловьева А.П. и членов его семьи стала составлять менее учетной нормы, установленной подпунктом "б" пункта 2 вышеназванных Правил.
Изложенное указывает на то, что факт продажи квартиры ... позволил Соловьеву А.П. поставить вопрос об улучшении жилищных условий в порядке реализации положений пункта 4 статьи 13 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года N 11 "О государственной гражданской службе Чувашской Республики".
Таким образом, Соловьев А.П. совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны государственного органа в обеспечении Соловьева А.П. и членов его семьи другим жильем.
При этом в материалах дела не имеется доказательств того, что действия Соловьева А.П. по продаже квартиры ... имели вынужденный характер.
Исходя из приведенных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о намеренном ухудшении Соловьевым А.П. своих жилищных условий и, как следствие, о законности решения Комиссии от 14 мая 2014 года о снятии Соловьева А.П. с учета для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку по смыслу положений пунктов 2, 17, 18 вышеназванных Правил он приобрел бы право постановки на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска Соловьева А.П.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при принятии решения руководствовался правовыми нормами, регулирующими правоотношения о предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилья, в то время как следовало руководствоваться нормами, регулирующими правоотношения о предоставлении государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилья, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку суд первой инстанции при разрешении заявленного спора руководствовался и правовыми нормами о предоставлении государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Соловьев А.П. произвел отчуждение квартиры до вступления в силу вышеназванных Правил, поэтому он не мог предполагать, что Кабинет Министров Чувашской Республики утвердит вышеназванные Правила, в связи с чем не имеется оснований для утверждения, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, судебная коллегия признает несостоятельными.
Так, в силу пункта 17 вышеназванных Правил факт наличия перечисленных в них действий подлежит проверке за пятилетний период, предшествующий моменту рассмотрения вопроса о постановке на соответствующий учет. При этом Правилами не предусмотрено, что не подлежат проверке действия, совершенные до введения в действие этих Правил.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Соловьева А.П. - Ярлыкова В.Н. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.