Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Агеева О.В.,
судей Александровой А.В., Савельевой Г.В.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Антонова В.С. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии" о признании решений незаконными, признании причиной инвалидности - военная травма, поступившее по апелляционной жалобе Антонова В.С. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2014 года, которым постановлено:
в иске Антонова В.С. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" о признании незаконными решений бюро N 8 от 18 июня 2014 года и экспертного состава N 2 от 18 июня 2014 года, экспертного состава N 1 от 01 июля 2014 года, обязании признать причиной инвалидности военную травму, - отказать.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонов B.C. обратился в суд с иском с учетом уточнения к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии" о признании решений незаконными, признании причины инвалидности - военная травма.
Требования мотивированы тем, что во время прохождения службы в органах внутренних дел МВД по Чувашии в 1986 году он получил травму ... По данному факту проводилась служебная проверка, в ходе которой факт получения травмы при исполнении служебных обязанностей был установлен. В 1998 году ему установлена ... группа инвалидности, с 2005 года инвалидность установлена бессрочно с причиной "заболевание получено в период военной службы". Впоследствии его состояние здоровья ухудшилось. 02 июня 2014 года истец обращался к ответчику с заявлением об изменении причины инвалидности на военную травму, но причина инвалидности была оставлена ответчиком прежняя. Просил отменить решение бюро N 8 - филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии" от 18 июня 2014 года, экспертного состава N 2 от 18 июня 2014 года и экспертного состава N 1 от 01 июля 2014 года указанного учреждения в части установления причины инвалидности и признать причиной инвалидности военную травму.
В судебном заседании истец Антонов B.C. и его представитель Филиппов Е.Ю. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" Андреев О.Г. иск не признал, пояснив, что 20 апреля 1998 года Антонов B.C. первично обращался в Главное бюро МСЭ с заявлением с целью установления группы инвалидности. С 20 апреля 1998 года по 02 июня 1998 года в отношении истца проводилось очное освидетельствование в главном бюро МСЭ, по результатам которого поставлен диагноз: " ... ", установлена ... группа инвалидности с причиной инвалидности "заболевание получено в период военной службы". С 1998 года до 2005 года Антонов B.C. признавался инвалидом ... группы с причиной инвалидности "заболевание получено в период военной службы" с ежегодным переосвидетельствованием. При очередном освидетельствовании филиалом N 8 31 марта 2005 года Антонову B.C. установлена ... группа инвалидности с причиной инвалидности "заболевание получено в период военной службы" бессрочно. 02 июня 2014 года истец повторно обратился в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" на изменение причины инвалидности. При освидетельствовании филиалом N 8 09 июня 2014 года Антонову B.C. причина инвалидности оставлена без изменения. 18 июня 2014 года Антонов B.C. повторно очно освидетельствован в порядке контроля экспертным составом главного бюро N 2, по результатам которого причина инвалидности оставлена без изменения. После обращения Антонова B.C. 19 июня 2014 года с заявлением об обжаловании решения экспертного состава от 18 июня 2014 года экспертами ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" причина инвалидности оставлена без изменения.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Антоновым В.С. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Считает, что наличие признаков инвалидности по военной травме подтверждается материалами дела. Не согласившись с результатами судебной медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий-Эл", в апелляционной жалобе истец просит назначить дополнительную независимую медико-социальную экспертизу в ФКУ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития по ЧР для установления утраты профессиональной трудоспособности в процентном соотношении и наличия признаков инвалидности от последствий полученной 31 января 1986 года черепно-мозговой травмы на время освидетельствования бюро N 8 ФКУ "Главное бюро МСЭ по Чувашской Республике - Чувашия" и экспертными составами названного учреждения с 09 июня 2014 года по 01 июля 2014 года.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Антонова B.C., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" Савченко А.О., полагавшего решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь (часть 1 статьи 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе, в случае инвалидности (часть 1 статьи 39), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством способы получения доказательств, в том числе, назначение экспертизы.
В соответствии со статьями 1 и 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) под инвалидностью понимается нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты лица.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
Согласно пункту 2 указанных Правил признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что в случае признания лица инвалидом в качестве причины инвалидности может быть указана, в том числе, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы.
Пунктами 7-8 Разъяснений, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 года N 17 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", определены конкретные критерии установления инвалидности с формулировкой причины инвалидности "военная травма" и с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".
В соответствии с пунктом 20 Разъяснений причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что для установления инвалидности по причине "военная травма" необходимо подтверждение факта наступления инвалидности в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
Как усматривается из материалов дела, 31 января 1986 года ... ОВД Ленинского района г. Чебоксары Антонов В.С. при исполнении служебных обязанностей в составе следственно-оперативной группы при задержании правонарушителей, оказавших сопротивление, получил телесное повреждение - ...
Окружной военно-врачебной комиссией МВД Чувашской Республики по результатам обследования ему поставлен диагноз "Военная травма: последствия перенесенной ... травмы (от 1986 г.) ... ", признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
В период с 1998 года по 2005 год Антонов В.С. признавался инвалидом ... группы с причиной инвалидности "заболевание получено в период военной службы" с ежегодным переосвидетельствованием.
При очередном освидетельствовании ФГУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" филиалом N 8 31 марта 2005 года истцу установлена ... группа инвалидности с причиной инвалидности "заболевание получено в период военной службы" бессрочно.
02 июня 2014 года Антонов В.С. повторно обратился в ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" с заявлением об изменении причины инвалидности.
При освидетельствовании филиалом N 8 ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" истцу причина инвалидности оставлена без изменения.
18 июня 2014 года Антонов В.С. очно повторно освидетельствован в порядке контроля экспертным составом главного бюро N 2.
19 июня 2014 года он обратился в ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" с заявлением для прохождения освидетельствования по обжалованию решения 2-го экспертного состава ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" от 18 июня 2014 года ввиду несогласия с экспертным решением.
На основании полученных документов и сведений, данных обследования истца экспертами ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" вынесено экспертное решение об установлении ... группы с причиной инвалидности "заболевание получено в период военной службы" бессрочно. Причина инвалидности оставлена без изменения.
Предметом судебной проверки является законность и обоснованность решений бюро N 8 - филиала ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии" от 18 июня 2014 года, экспертного состава N 2 от 18 июня 2014 года и экспертного состава N 1 от 01 июля 2014 года относительно определения причины инвалидности. По мнению истца, должна быть указана причина инвалидности "военная травма".
В ходе рассмотрения дела в целях проверки законности и обоснованности вышеуказанного заключения была проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий-Эл". Согласно заключению данной экспертизы от 12 ноября 2014 года имеющееся у Антонова В.С. заболевание ... дают основание для установления ... группы инвалидности с причиной: "заболевание получено в период военной службы". Незначительные нарушения сенсорных, психических, статодинамических функций вследствие полученной в 1986 году черепно-мозговой травмы не приводят к ограничению категорий жизнедеятельности и не являются основанием для установления инвалидности и, следовательно, для изменения причины инвалидности на "военная травма". У Антонова В.С. по последствиям черепно-мозговой травмы на время освидетельствования в бюро N 8 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии" и экспертными составами названного учреждения с 09 июня 2014 года по 01 июля 2014 года признаков инвалидности не имелось.
Суд первой инстанции с учетом данного заключения судебной экспертизы обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений незаконным и определения Антонову В.С. причины инвалидности как "военная травма".
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключение судебной экспертизы как доказательство по делу не отвечает требованиям относимости и допустимости, судебная коллегия находит несостоятельными. Тот факт, что ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий-Эл" является составной частью федеральной системы учреждений медико-социальной экспертизы, не свидетельствует о недостоверности данного им заключения. Все эксперты, проводившие судебную медико-социальную экспертизу, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и каких-либо доказательств, дающих основание сомневаться в результатах оценки, в квалификации экспертов-врачей, в деле не имеется.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы, всем добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Антонова В.С. по существу сводятся лишь к несогласию с выводами экспертов учреждений медико-социальной экспертизы и суда, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, при этом они не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения.
Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для назначения по настоящему делу дополнительной независимой медико-социальной экспертизы в ФКУ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития по ЧР не имеется в силу того, что выводы, приведенные в экспертном заключении, являются исчерпывающими, каких-либо сомнений в их обоснованности не вызывают. Несогласие заявителя жалобы с выводами экспертов, изложенных в заключении проведенной по делу экспертизы, само по себе не является основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом были поставлены перед экспертами не все вопросы, являются несостоятельными, так как для разрешения искового требования истца об установлении причины инвалидности, вопрос о процентной утрате его профессиональной трудоспособности юридического значения не имеет.
В связи с изложенным оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Антонова В.С. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.