Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Овчаренко А.Н., Синцевой Н.П.,
при секретаре Емелиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Синцевой Н.П. по апелляционной жалобе начальника Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области на решение Кондольского районного суда Пензенской области от 07 октября 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Отдела образования Пензенского района Пензенской области выразившегося в не постановке Дементьева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с момента установления над ним опеки.
Приказ Отдела образования Пензенского района Пензенской области от 16 апреля 2014 года N47.3/01-16 "Об исключении из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставлении специализированного жилого помещения Дементьева А.В.", отменить как незаконный.
Обязать Отдел образования Пензенского района Пензенской области восстановить Дементьева А.В. в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Дементьева А.В., его представителя адвоката Полегаева А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области N 58/01-16 от 14.05.2013 г. "О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Пензенского района" Дементьев А.В. был включен в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Пензенского района, согласно его заявления от 17.04.2013 года.
Приказом Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области N 47.3/01-16 от 16.04.2014 г. "Об исключении из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения Дементьева А.В." Дементьев А.В. исключен из вышеуказанного списка.
Дементьев А.В. обратился в суд с иском о признании незаконным приказа Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области N 58/01-16 от 14.05.2013 г. об исключении его из списка "Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; обязании Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области отменить данный приказ и восстановить Дементьева А.В. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в списке "Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей".
07.10.2014 г. истец Дементьев А.В. исковые требования уточнил, просит суд признать незаконными бездействие Отдела образования Пензенского района Пензенской области (орган опеки и попечительства), выразившегося в не постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента установления над ним опеки.
В окончательном варианте исковые требования такие: признать незаконными бездействия Отдела образования Пензенского района Пензенской области (орган опеки и попечительства), выразившиеся в не постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента установления над ним опеки; признать незаконным и отменить приказ Отдела образования Пензенского района Пензенской области от 16 апреля 2014 года N47.3/01-16 об исключении его из Списка и восстановить его в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилых помещениях; обязать Отдел Образования администрации Пензенского района Пензенской области восстановить Дементьева А.В. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в списке "Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей", указав, что он родился "данные изъяты" года.
Является лицом из числа детей-сирот. Отец его - Д. В.С. умер "данные изъяты" г. Мать умела "данные изъяты" г.
Опекуном заявителя, согласно удостоверению N 157, выданного Отделом народного образования Исполнительного Комитета Пензенского районного Совета депутатов трудящихся 11.09.2001г. была назначена его бабушка С. З.С., в связи со смертью родителей.
Постановлением главы Воскресеновского сельсовета Пензенского района Пензенской области N 116 от 11.09.2002 г. над Дементьевым А.В. установлено попечительство. Попечителем назначена С. З.С. (родная бабушка заявителя), проживающая "адрес".
29.10.2001 г. заявитель зарегистрирован и по настоящее время проживает по адресу: "адрес".
Данная квартира Дементьеву А.В. не принадлежит.
После смерти отца за Дементьевым А.В. жилое помещение не закреплялось. До настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Заявитель не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, в приватизации жилья не участвовал.
17.04.2013 г. заявителем в отдел образования Пензенского района Пензенской области было подано заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений.
24.06.2013 г. Отделом образования Пензенского района Пензенской области он (заявитель) был письменно уведомлен о намерении Отдела образования Пензенского района предоставить ему двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес".
Заявлением от 15.07.2013 года Деменьтьев А.В. отказался от предложенной ему двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес" и просил предоставить ему жильё в селе Засечном Пензенского района Пензенской области.
Уведомлением без даты начальник отдела образования Пензенского района Пензенской области сообщила заявителю о строительстве многоквартирного жилого дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: "адрес", в котором за Дементьевым А.В. закреплена квартира за N "данные изъяты", которая будет ему предоставлена по договору найма специализированного жилищного фонда Пензенского района после ввода в эксплуатацию.
Заявитель считает, что, исключая его из списка, Отдел образования Пензенского района, ошибочно исходил из того, что он достиг возраста 23 лет, и что ранее не заявил свое право на получение жилого помещения и на учете в качестве нуждающегося в жилье не стоял.
Просит суд признать незаконными бездействие Отдела образования Пензенского района Пензенской области (орган опеки и попечительства), выразившегося в не постановке Дементьева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента установления над ним опеки; признании незаконным приказа Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области N 47.3/01-16 от 16.04.2014 г.58/01-16 об исключении его из списка "Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; обязании Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области отменить данный приказ и восстановить его в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в списке "Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей".
Кондольский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указала, что решение основано на ошибочном толковании норм права и соответствующего законодательства, а именно, по смыслу п.9 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в его взаимосвязи с иными положениями статьи 8 данного закона, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленными на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма до 01.01.2013 г., в органах местного самоуправления своевременно (до 23-летнего возраста), но которые не были обеспечении жилым помещением по достижении возраста 23 лет.
Податель в жалобе указывает, что Дементьев А.В., не заявивший своё право на получение жилого помещения, не обратился с соответствующим заявлением о постановке его на учет в органы местного самоуправления до 23 лет, в соответствии с преамбулой Федерального закона N 159-ФЗ, а также статьей 1 данного закона не относится к категории лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем действие положение Федерального закона N 159-ФЗ на Дементьева А.В. не распространяются.
В жалобе её податель указывает, что ошибочен вывод суда и о бездействии органа местного самоуправления по принятию мер по обеспечению Дементьева А.В. жилым помещением, поскольку до 01.01.2013 г. органы местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивали данную категорию граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.
Постановлением главы Воскресеновского сельсовета Пензенского района Пензенской области N 116 от 11.09.2002 г. над Дементьевым А.В. установлено попечительство в лице попечителя С. З.С., которая вправе была действовать в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
В судебном заседании Дементьев А.В, его адвокат Полегаев А.В. доводы жалобы не признали, просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда от 07.10.2014 г. оставить в законной силе.
Представитель Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен. В заявлении от 19.02.2015 г. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен, о причине неявки суду не сообщил.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ и 257 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Дементьева А.В., его адвоката Полегаева А.В., судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда от 07.10.2014 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, выводы суда первой инстанции, изложенных в решении суда, должны соответствовать обстоятельствам дела.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 2).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права возникают из оснований, предусмотренных законом, гражданские права возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. ФЗ от 25.11. 2013 N 317-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу положений данного закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 с соответствующим письменным заявлением в органы местного самоуправления, но не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Дементьев А.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, не состоял, жилым помещением не обеспечивался.
До достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения, или о включении его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дементьев А.В. в органы местного самоуправления не обращался.
Таким образом, по достижении совершеннолетия право на обеспечение жилым помещением истцом реализовано не было.
Согласно ч.3,4 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года, а также из ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Материалами дела установлено, что решением Собрания представителей Пензенского района Пензенской области от 30.01.2013 г. N 470-50/2 "Об уполномоченном органе местного самоуправления Пензенского района Пензенской области, осуществляющем обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" уполномоченным органом местного самоуправления Пензенского района Пензенской области, осуществляющем обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями определен Отдел образования Пензенского района Пензенской области.
Приказом Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области N 58/01-16 от 14.05.2013 г. "О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Пензенского района" Дементьев А.В. был включен в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Пензенского района, согласно его заявления от 17.04.2013 года.
Приказом Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области N 47.3/01-16 от 16.04.2014 г. "Об исключении из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения Дементьева А.В." Дементьев А.В. исключен из вышеуказанного списка.
Как установлено, с 29.10.2001 г. в возрасте 15 лет Дементьев А.В. был зарегистрирован в доме N "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. и по настоящее время зарегистрирован и проживает в данном доме. Отец Дементьева А.В. - Д. В.С. умер "данные изъяты" г. Мать умела "данные изъяты" года.
Указанное жилое помещение на праве собственности принадлежит дедушке заявителя С. А.В., согласно записи из ЕГРП от 29.12.2012 г. N "данные изъяты".
Опекуном заявителя согласно удостоверению N 157, выданного Отделом народного образования Исполнительного Комитета Пензенского районного Совета депутатов трудящихся 11.09.2001г. была назначена его бабушка С. З. С., в связи со смертью родителей.
Постановлением главы Воскресеновского сельсовета Пензенского района Пензенской области N 116 от 11.09.2002 г. над Дементьевым А.В. установлено попечительство. Попечителем определена С. З.С., проживающая "адрес".
Из материалов дела усматривается, что только 17.04.2013 года, когда Деменьев А.В. был в возрасте 26 лет 9 месяцев, им было подано заявление в Отдел образования Пензенского района Пензенской области о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений.
Все последующие действия муниципального органа по предложению ему жилья, по мнению коллегии, не имеют юридического значения, поскольку до достижения 23-летнего возраста Дементьев А.В. не обращался с соответствующим заявлением, не был поставлен на учет на получение жилья, то есть не заявил о своем праве на получение жилого помещения.
Те обстоятельства, что Дементьев А.В. не обращался с вышеуказанным заявлением в муниципалитет до достижения им 23 возраста, не пытался реализовать своё такое право не были проверены Отделом образования администрации Пензенского района Пензенской области при вынесении приказа N 58/01-16 от 14.05.2013 г.
В связи с чем законность приказа N 47.3/01-16 от 16.04.2014 г. Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области, сомнений не вызывает, поскольку приказ принят полномочным органом, в пределах компетенции и оснований к отмене данного приказа у суда не имелось.
Оснований к отмене приказа не имелось и потому, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения ими возраста 23 лет; по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159 - ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что Дементьев А.В. принимал попытки воспользоваться своим правом как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и встать на очередь до 23 лет.
Как было указано выше, Дементьев А.В. обратился с соответствующим заявлением в Отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области лишь 17.04.2013 г. в возрасте 26 лет 9 месяцев.
Делая вывод в решении о бездействии органа опеки и попечительства- Отдела образования Пензенского района Пензенской области, который не принял никаких мер по обеспечению Дементьева А.В. жилым помещением, суд ошибочно полагал, что вина муниципального органа выражается в том, что истец не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судебная коллегия, считая данный вывод ошибочным, исходит из того, что закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как пояснил Дементьев А.В. в судебном заседании в Пензенском областном суде, в возрасте 15 лет он с бабушкой С. З.С., являющейся его опекуном, приходили в орган местного самоуправления по вопросу выделения ему земельного участка. Спрашивали устно, отказали им тоже в устной форме. Он по данному вопросу, а также по вопросу предоставления жилья больше в орган местного самоуправления не обращался.
В связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу, что ничто не мешало как Дементьеву А.В. до достижения им 23-го возраста, так и его попечителю С. З.С. обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на очередь на получение жилого помещения, однако такого заявления он не делал вплоть до 17.04.2013 г.
В соответствии со ст.ст. 328 и 330 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части принять по делу новое решение.
Основаниями отмены решения суда в апелляционной инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Поскольку судом при вынесении решения были неправильно применены и истолкованы нормы материального права, а также выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда является незаконным и подлежит отмене.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, судебная коллегия считает, что решение Кондольского районного суда Пензенской области от 07.10.2014 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Дементьеву А.В. в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба начальника Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области Баландиной О.А. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 328 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кондольского районного суда Пензенской области от 07 октября 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Дементьева А.В. о признании незаконными бездействия Отдела образования Пензенского района Пензенской области (орган опеки и попечительства), выразившиеся в не постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента установления над ним опеки; признании незаконным и отмене приказа Отдела образования Пензенского района Пензенской области от 16 апреля 2014 года N 47.3/01-16 об исключении его из Списка и восстановлении его в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилых помещениях; обязании Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области восстановить Дементьева А.В. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в списке "Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений - отказать.
Апелляционную жалобу начальника Отдела Образования администрации Пензенского района Пензенской области Баландиной О.А. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.