судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда
в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Земцовой М.В., Потеминой Е.В.
при секретаре Жуковой О.М.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу судьи Прошиной Л.П. дело по апелляционной жалобе Лекарева А.И. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04 декабря 2014г., которым постановлено:
Иск Лекарева А.И. к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в принятии документов для присвоения звания "Ветеран труда" и понуждении к принятию документов на присвоение звания "Ветеран труда" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лекарев А.И. обратился в суд с иском к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным отказа в принятии документов для присвоения звания "Ветеран труда" и понуждении к принятию документов на присвоение звания "Ветеран труда". В обоснование иска указал, что в период прохождения действительной военной службы в Советской Армии в "данные изъяты" году он был награжден ведомственным знаком "Отличник ВВС", о чем свидетельствует запись в его военном билете. Надпись в военном билете заверена гербовой печатью войсковой части N и подписана командиром войсковой части. Он обратился с заявлением в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о присвоении ему звания "Ветеран труда" и представил необходимые документы. Письмом данного Министерства N от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено, что нагрудный знак "Отличник ВВС" не относится к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда" в Пензенской области. Считая отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области незаконным, просил суд признать незаконным отказ Министерства труда, социального развития и демографии Пензенской области в принятии документов для присвоения звания "Ветеран труда", обязать Министерство труда, социального развития и демографии Пензенской области принять его документы на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец Лекарев А.И. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Пензенской области и третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Калашникова А.А., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Лекарев А.И., ссылаясь на его незаконность и необоснованность и приводя доводы, послужившие основанием для его обращения в суд. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки такой категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 приведенного Федерального закона).
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N355-пП (в редакции от 02.08.2013) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое предусматривает, что звание "Ветеран труда" в Пензенской области присваивается в соответствии с настоящим Положением гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области и:
1.1. награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
1.2. награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
2. В целях применения настоящего Положения:
2.1. Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
2.3. Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
Как установлено в судебном заседании истец Лекарев А.И. имеет общий трудовой стаж более 25 лет.
С "данные изъяты" года по "данные изъяты" год Лекарев А.И. проходил службу в рядах Советской Армии.
В "данные изъяты" году Лекарев А.И. был награжден нагрудным знаком "Отличник ВВС", что подтверждается данными военного билета, предоставленного истцом.
В 2014 году Лекарев А.И. обратился в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Согласно сообщению Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области N169 от 29.07.2014 года, Лекареву А.И. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что нагрудный знак "Отличник ВВС" не относится к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда" в Пензенской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к выводу о том, что награждение Лекарева А.И. знаком "Отличник ВВС" не дает ему право на присвоение звания "Ветеран руда".
Этот вывод суда мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания данного вывода неправильным не установлено.
При этом суд правомерно руководствовался Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", Положением о нагрудных знаках "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. N 67, и исходил из того, что знак "Отличник ВВС" не являлся ведомственным знаком отличия в труде, поскольку данным нагрудным знаком награждались солдаты, сержанты, старшины, отличившиеся безупречной воинской дисциплиной, за образцовое несение службы. Награждение данным нагрудным знаком производилось не приказом Министра обороны, в связи с чем он не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что нагрудный знак "Отличник Военно- воздушных сил" был учрежден приказом Министра обороны СССР, являющимся руководителем соответствующего ведомства, а поэтому награда, учрежденная этим ведомством, является ведомственной наградой, признаются несостоятельными, поскольку являются ошибочными.
В данном случае юридически значимым обстоятельством является то, что лицо, претендующее на звание "Ветеран труда" должно быть награждено ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а при награждении знаком отличия истца таких обстоятельств не имелось.
Другие доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не имеется, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лекарева А.И.- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.