Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Безгиновой Л.А.,
судей Мекеровой С.Р., Попова В.А.,
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саркисова Г.И. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России о признании незаконным отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий и постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий, возложении обязанности включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить жилищный сертификат в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя по апелляционной жалобе Саркисова Г.И. на решение Курского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., выслушав объяснения представителя Саркисова Г.И - Попова Н.В., представителя ФСИН России Шахраманяна Э.В., представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю Шаповаловой Л.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Саркисов Г.И. обратился с иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России о признании незаконным отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий и постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий, возложении обязанности включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить жилищный сертификат в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя.
В обоснование иска Саркисов Г.И. указал, что являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходил службу в должности ... Указанная должность финансируется за счёт средств федерального бюджета.
Приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю от 08 апреля 2011 года N 70-лс он уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "з" статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 11 апреля 2011 года.
В период службы 08 июня 2005 года он подал рапорт о постановке его на учёт для улучшения жилищных условий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю, который до настоящего времени по существу не рассмотрен.
За период службы в органах внутренних дел и по настоящее время субсидию и материальную помощь на приобретение жилья он не получал.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2014 года отказано в удовлетворении его иска о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН по Ставропольскому краю в признании его нуждающимся в улучшении жилищно - бытовых условий, возложении обязанности на ФКУ ИК-6 УФСИН по Ставропольскому краю по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно - бытовых условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 апреля 2014 года решение Курского районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2014 года отменено, поставлено новое решение, которым признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК в признании его нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
31 июля 2014 года он обратился с заявлением в ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК о принятии к исполнению исполнительного листа, выданного на основании апелляционного определения судебной коллегии.
Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК от 08 августа 2014 года ему отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Истец считает отказ жилищной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю от 08 августа 2014 года незаконным, ущемляющим его право на получение жилья при увольнении из уголовно-исполнительной системы, поскольку это решение противоречит вступившему в законную силу определению судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 июля 2014 года, которым бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК в признании его нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий признано незаконным.
Его выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на день
увольнения - 11 апреля 2011 года составляет 17 лет 02 месяца и 06 дней, он проживает с семьей: женой Григорьевой О.В. и несовершеннолетней дочерью А.Г., ... года рождения в жилом доме по адресу: ... , принадлежащем Р.М., в собственности жилья не имеет, субсидию и материальную помощь на приобретение жилья не получал, в связи с чем, полагает, что приобрел право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и получение государственного жилищного сертификата.
Решением суда от 17 ноября 2014 года в удовлетворении иска Саркисову Г.И. отказано.
В апелляционной жалобе Саркисов Г.И. ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного.
Полагает, что право на получение жилищных сертификатов имеют не только увольняемые сотрудники федеральной службы исполнения наказаний, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий на 1 марта 2005 года, но и иные лица, подпадающие под категорию граждан, предусмотренную подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в органах, которые осуществляют выдачу сертификатов. Данные Правила не ограничивают таких лиц сроком введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 марта 2005 года.
Он имеет право на включение его в число лиц на получение государственного жилищного сертификата. Нуждаемость его семьи в жилом помещении подтверждается представленными в деле документами и не опровергнута ответчиками.
Истец Саркисов Г.И. и третьи лица Григорьева О.В., Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края, извещенные заблаговременно и надлежащим образом о рассмотрении дела, в заседание коллегии не явились, о причинах неявки коллегию не известили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
В заседании коллегии представитель Саркисова Г.И. - Попов Н.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ФСИН России Шахраманян Э.В. и представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю Шаповалова Л.Н. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении жалобы.
Судом установлено, что Саркисов Г.И., проходил службу в должности ...
Приказом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю от 08 апреля 2011 года N 70-лс Саркисов Г.И. уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "з" статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 11 апреля 2011 года.
Выслуга лет Саркисова Г.И. по состоянию на 11 апреля 2011 года составила в календарном исчислении: 17 лет 02 месяца 06 дней, в льготном исчислении 24 года 06 месяцев 09 дней.
08 июня 2005 года Саркисов Г.И. подал рапорт для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий ФКУ ИК -6 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Ответом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю от 17 января 2014 года N 26/6-314э Саркисову Г.И., разъяснено, что он не состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю, так как рапорт им был подан после 01 марта 2005 года, в соответствии с введенным с этого времени Жилищным кодексом Российской Федерации принятие на учёт граждан по месту работы не производится.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2014 года отказано в удовлетворении иска Саркисова Г.И. о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН по Ставропольскому краю в признании его нуждающимся в улучшении жилищно - бытовых условий, возложении обязанности на ФКУ ИК-6 УФСИН по Ставропольскому краю по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно - бытовых условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 апреля 2014 года решение Курского районного суда Ставропольского края от 28 апреля 2014 года отменено, поставлено новое решение, которым признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК в признании Саркисова Г.И. нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий. На ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК от 08 августа 2014 года Саркисову Г.И. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для постановки истца ответчиком на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях и предоставления жилищного сертификата в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году.
В соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В силу пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагаются документы, в том числе: выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
То есть по смыслу пунктов 5 и 19 Правил нахождение лица на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении обязательно.
В соответствии с пунктом 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил.
Согласно статье 35 Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", утратившей силу с 01 января 2005 года, сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение 3 лет, по установленным законодательством нормам.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Исходя из системного толкования положений указанных норм, с 01 марта 2005 года органы местного самоуправления имеют исключительное право на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом ни специальными законом, ни иными нормативными актами с 01 марта 2005 года право органов уголовно-исполнительной системы по постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных по месту их службы не предусмотрено.
Таким образом, учитывая, что с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы Саркисов Г.И. обратился впервые только 07 июня 2005 года, суд первой инстанции, исходя из вышеприведенных норм материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ставропольскому краю полномочий по постановке истца на соответствующий учет, а также обязанности по выдаче истцу жилищного сертификата, поскольку Саркисов Г.И. не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при органе уголовно-исполнительной системы.
Доводы истца о том, что оспариваемый им отказ ответчика противоречит вступившему в законную силу определению судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 июля 2014 года, которым бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по СК в признании его нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий признано незаконным, являются необоснованными.
Данное апелляционное определение не имеет преюдициального значения для рассмотрении настоящего спора, поскольку предметом судебного исследования при рассмотрении заявления Саркисова И.Г. являлось бездействие должностного лица по рассмотрению его рапорта, а не оспаривание отказа во включение его в списки для получения государственного жилищного сертификата.
Доводы апелляционной жалобы о наличии права на получение жилищных сертификатов не только увольняемых сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 1 марта 2005 года, но и иных лиц, подпадающих под категорию граждан, предусмотренную подпунктом "а" пункта 5 Правил и нуждающихся в улучшении жилищных условий основаны на ошибочном толковании этого нормативного акта.
В соответствии с пунктом 5 Правил одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
Право истца на жилище носит не абсолютный, а заявительный характер, для реализации которого необходимо принятие определенных действий по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Вступивший в действие 01 марта 2005 Жилищный кодекс Российской Федерации, действовавший на момент соответствующего обращения истца, постановку сотрудников уголовно-исполнительной системы на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения службы не предусматривает, а иных нормативно-правовых актов, устанавливающих такой порядок, не имеется.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саркисова Г.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.