Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Муратовой Н.И., Мекеровой С.Р.,
при секретаре Димитровой Н.В.,
с участием прокурора Дремовой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Бухвиц Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 октября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Пятигорска Ставропольского края в защиту жилищных прав и интересов Ткаличевой А.Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье и заключить договор найма специализированного жилья,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Пятигорска Ставропольского края обратился с иском в защиту жилищных прав и интересов Ткаличевой А.Е., в котором просил возложить на Минстрой СК обязанность предоставить Ткаличевой А.Е., ... 1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своего иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка доводов, изложенных в обращении Ткаличевой А.Е., ... 1995 года рождения о защите прав на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено следующее. Ткаличева А.Е. до 18 лет являлась воспитанницей учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помещение несовершеннолетней Ткаличевой А.Е. в названное учреждение обусловлено установлением факта ее оставления без попечения родителей. Администрацией города Пятигорска Ткаличева А.Е. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением. Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон N 159-ФЗ) несовершеннолетняя Ткаличева А.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Ткаличева А.Е. в июне 2011 года окончила образовательное учреждение, в последствие обратилась в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с вышеуказанным письменным заявлением.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 октября 2014 года исковые требования прокурора города Пятигорска Ставропольского края в защиту жилищных прав и интересов Ткаличевой А.Е. - удовлетворены.
Суд обязал министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Ткаличевой А.Е., ... 1995 года рождения, специализированное жилое помещение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Бухвиц Е.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п, и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Судом установлено, что иск прокурора заявлен в интересах Ткаличевой А.Е., ... 1995 года рождения.
Постановлением администрации муниципального образования Каневского района от 02.02.2010 г. N 88 несовершеннолетняя Ткаличева А.Е. помещена в ГУ для детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что решением Корткеросского районного суда республики Коми родители Ткаличевой А.Е. - Ткаличева О.В., Ткаличев Е.К. лишены родительских прав в отношении её. Постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 26.01.2010 г. за N 49 Ткаличева П.Д. освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетней Ткаличевой А.Е.
Администрацией города Пятигорска Ткаличева А.Е. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Судом установлено, что до настоящего времени Ткаличева А.Е. специализированным жилым помещением не обеспечена.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что Ткаличева А.Е. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лег. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и в соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относятся к расходным обязательствам Ставропольского края.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Ткаличевой А.Е., ... 1995 года рождения, специализированное жилое помещение.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении порядка очередности обеспечения жильем указанной категории лиц был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 02 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.