Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Е.С. Казанцевой, Н.А. Бургановой
при секретаре О.В. Нечаевой
рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2015 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 11 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Петровой Е.Н. удовлетворить.
Признать решение Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу об отказе в реализации средств регионального материнского капитала незаконным.
Признать за Петровой Е.Н. право на реализацию средств регионального материнского капитала и возложить обязанность о повторной выдаче сертификата на региональный материнский капитал.
Заслушав доклад судьи Е.С. Казанцевой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова Е.Н. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу (с учетом уточненных исковых требований) о признании незаконным решения N ** от 17 октября 2014 года об отказе в реализации средств регионального материнского капитала, признании права на реализацию средств регионального материнского капитала и на повторную выдачу сертификата на региональный материнский капитал.
В обоснование исковых требований указала, что 29 декабря 2012 года организацией ответчика ей был выдан сертификат на региональный материнский капитал в связи с рождением у нее дата третьего ребенка П., однако решением Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу N ** от 17 октября 2014 года ей было отказано в реализации средств регионального материнского капитала в связи со смертью ребенка, с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, а сертификат на региональный материнский капитал серии КПО N **, выданный 29 декабря 2012 года, признан недействительным.
Полагает, что право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу возникает со дня рождения третьего ребенка и последующая смерть третьего ребенка не может служить обстоятельством, препятствующим в реализации средств регионального материнского капитала, при этом на возникшие правоотношения не распространяются положения Закона Пермского края от 04 марта 2014 года N 310-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
В судебном заседании истец Петрова Е.Н. и ее представитель Петров С.Л. на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, полагая принятое решение соответствующим п. 3 ч. 6 ст. 5 Закона Пермского края N 5-ПК (в редакции Закона Пермского края от 04 марта 2014 года N 310-ПК), согласно которому право на региональный материнский капитал прекращается в течение срока, указанного в части 5 статьи 2 настоящего Закона, в случае смерти ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу, поскольку право Петровой Е.Н. на реализацию регионального материнского капитала возникло после вступления в законную силу внесенных изменений, а именно 12 апреля 2014 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с решением суда, просит решение суда отменить, полагая, что истец утратила право на распоряжение средствами регионального материнского капитала в связи со смертью третьего ребенка П. до достижения ею двухлетнего возраста.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дата у истца родился третий ребенок П., что подтверждается свидетельством о рождении, выданном отделом ЗАГС администрации муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" Пермского края.
Согласно свидетельству о смерти дата года П. умерла.
С рождением третьего ребенка у истца возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, что подтверждается выдачей сертификата на региональный материнский капитал серии КПО N ** и не оспаривается ответчиком.
06 октября 2014 года Петрова Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением для реализации и распоряжения средствами регионального материнского капитала в размере ** рублей ** копеек на оплату основного долга по предоставленному кредиту. На основании Приказа Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу N ** от 17 октября 2014 года Петровой Е.Н. было отказано в реализации средств регионального материнского капитала в связи со смертью ребенка, с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу, сертификат на региональный материнский капитал серии КПО N **, выданный 29 декабря 2012 года, признан недействительным.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки (п. 2 ч. 1 ст. 3), при этом право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона (ч. 7).
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ установлены основания прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с 01 января 2007 года, к которым относятся лишение ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком, право на дополнительные меры социальной поддержки возникло у Петровой Е.Н. с рождением дата третьего ребенка П., в связи с чем подлежит применению редакция Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК, действующая на момент возникновения правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у женщин, постоянно проживающих на территории Пермского края на момент рождения ребенка не менее пяти лет, являющихся гражданами Российской Федерации и родивших третьего ребенка или каждого последующего ребенка начиная с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года.
На основании ч. 1 ст. 5 Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК (в редакции от 29 февраля 2012 года) право на распоряжение средствами регионального материнского капитала возникает не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения третьего ребенка или каждого последующего ребенка.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК (в редакции от 29 февраля 2012 года) право на региональный материнский капитал прекращается в течение срока, указанного в части 5 статьи 2 настоящего Закона, в следующих случаях лишения родителей родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на региональный материнский капитал; совершение лицами, указанными в частях 1, 3 статьи 2 настоящего Закона, умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.
Удовлетворяя исковые требования Петровой Е.Н. суд первой инстанции, правильно руководствуясь нормами статей 2-5 Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции от 29 февраля 2012 года), регулирующими возникшие спорные правоотношения сторон, обоснованно исходил из того, что законных оснований для прекращения права истца на региональный материнский капитал в связи со смертью ребенка и для отказа истцу в реализации средств регионального материнского капитала не имелось, поскольку п. 3 ч. 6 ст. 5 Закона Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК введен Законом Пермского края от 04.03.2014 N 310-ПК и не распространяется на правоотношения, возникшие до 04 марта 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат. Оценка доказательств судом произведена по правилами ст. 67 ГПК РФ, оснований для их переоценки, отличной от приведенной судом в решении, судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Железчикова
Судьи Е.С. Казанцева
Н.А. Бурганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.