Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Лисицыной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть",
УСТАНОВИЛА:
постановлением департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 17 ноября 2014 года ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" не согласилось с данным постановлением и обратилось в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления, прекращении производства по делу.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2014 года постановление начальника отдела по надзору на море департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 17 ноября 2014 года в отношении ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Считает ссылку в решении суда на решение о предоставлении водного объекта в пользование, выданное 19 октября 2011 года отделом водных ресурсов по Астраханской области, необоснованной, поскольку данное решение предоставляет право пользования водным объектом на определенном участке водного объекта и не является разрешительным документом на сам сброс химических веществ. Вменяемое ООО "Лукойл- Нижневолжскнефть" правонарушение носит формальный характер за несоблюдение общих экологических требований. Суд не принял во внимание, что осуществление сброса химических и иных веществ установлен по факту в ходе проверки, на момент осмотра и при совершении правонарушения необходимые разрешительные документы и установленные нормативы допустимых сбросов отсутствовали. Оформление разрешительной документации не может освобождать лицо от административной ответственности.
Выслушав представителя департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу по доверенности Новикова А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителей ООО "Лукойл- Нижневолжскнефть" по доверенности Кузина А.В., Дериглазова Д.А., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Материалами дела установлено, что в период с 11 августа 2014 года по 5 сентября 2014 года проведена плановая выездная проверка деятельности ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2014 года.
П о результатам проведенной установлено, что с 1 января 2014 года по 31 марта 2014 года, а также 12 августа 2014 года и 28 августа 2014 года ООО "Лукойл - Нижневолжскнефть" в северной части Каспийского моря в районе месторождения им. Ю. Корчагина по координатам 44°54.9 N 48°57.5Е (по координатам точки сброса воды 44°54"49.95"48°57"34.34" в соответствии со схемой размещения гидротехнических сооружений) осуществлялся сброс производственных сточных вод, содержащих химические и иные вещества, в водный объект - северную часть Каспийского мор я от опреснительной установки Л СП -1 и от системы охлаждения забортной воды, без разрешения, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и установленных нормативов допустимых сбросов для стационарных, передвижных и иных источников.
ООО "ЛУКОИЛ-Нижневолжскнефть" является владельцем лицензии N ШКС 11386 HP на поиск, разведку и добычу углеводородов в пределах лицензионного участка "Северный", расположенного в северной и средней части Каспийского моря, в пределах которого находятся месторождения нефти им. Ю.Корчагина. Срок окончания действия лицензии - 1 апреля 2023 года.
26 июля 2010 года о бществом получено разрешение на ввод в эксплуатацию и 29 сентября 2010 года Российским морским регистром судоходства зарегистрировано право на морскую ледостойкую стационарную платформу им. Ю.Корчагина (в составе ЛСП- 1, ЛСП-2 и переходного моста между ними), предназначенную одновременно для бурения, добычи и переработки нефти и газа.
29 октября 2011 года Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Астраханской области) обществу выдано решение о предоставление водного объекта в пользование.
Согласно положениям статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административное наказание.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в несоблюдении экологических требований, приведенных в диспозиции статьи и предусмотренных в ст. ст. 34 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Субъекты правонарушения указаны в санкции и являются специальными, то есть это лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований. Целью статьи является обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды.
Обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл - Нижневолжскнефть" вменяется нарушение требований ч.1 и 4 ст.23 и ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч.1 и ч.4 ст.23 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как установлено судом , вода системы охлаждения механизмов и устройств судна (МЛСП), возвращаемая в Каспийское море, не относится к загрязненным сточным водам, поскольку качество сбрасываемой воды не отличается от забираемой.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции указал, что решение о предоставлении водного объекта в пользование прямо устанавливает, что в Каспийское море будет осуществляться сброс только нормативно- чистых сточных вод.
При этом, нормативно-чистые воды какой-либо отчистке не подвергаются, и при водоотведении в водные объекты таких вод, масса солей и масса иных веществ в сточных водах соответствует массе солей и веществ воде, взятой для опреснения при пользовании одним и тем же водным объектом (п.3.1 Методических указаний по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами тепловых электростанций. РД 153-34.0-02.405-99).
В технологии опреснения морской соленой воды не используются какие-либо добавки, соли тяжелых металлов и другие загрязняющие воду вещества, в связи с чем, возвращаемые в Каспийское море сточные воды от опреснительной установки ЛСП-1 и ЛСП-2 также не являются загрязненными сточными водами, поскольку количество солей и иных веществ не отличается от забираемой воды.
Кроме того, из представленных документов в суде первой инстанции заявителем следует, что ООО "ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефть" задолго до проведения в отношении Общества плановой выездной проверки заключило с ООО "Астраханский Научно- производственный коллектив "Биоценоз" договор 5 ноября 2013 года на разработку и согласование проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект.
Утвердив 12 сентября 2014 года нормативы допустимых сбросов с прохождением требуемых согласований в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, Департаменте Росгидромета по ЮФО и СКФО, Волго-Каспийском Территориальном управлении Росрыболовства, Нижне-Волжском БВУ, Главным государственным санитарным врачом по Астраханской области, в соответствии с требованиями ч.1 ст.23 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пунктом 3.1 Методических указаний по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами тепловых электростанций. РД 153-34.0-02.405-99, утвержденных РАО "ЕЭС России" 13 сентября 1999 года , установлено, что нормативно-чистые воды какой-либо очистке не подвергаются.
Из Технического описания и инструкции по эксплуатации "Трубопроводы вспомогательных систем. Система охлаждения забортной водой на ЛСП-1 месторождения им. Ю. Корчагина N 4350-1-КП-ЭД-084-005ТО следует, что для охлаждения эксплуатационного оборудования предусмотрен специальный циркуляционный контур.
При таких обстоятельствах, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не установлен факт несоблюдения экологических требований
Доводы жалобы о том, что вменяемый состав носит формальный характер за несоблюдение общих экологических требований не может быть принят во внимание, поскольку действия ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" на момент их совершения не только формально отвечали всем требованиям закона, но и не являлись основаниям для привлечения последних к административной ответственности.
Выводы судьи соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судьей доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судьей правильно, существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
Доводы жалобы о том, что ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" осуществляет сброс химических и иных веществ, необходимые разрешительные документы и установленные нормативы допустимых сбросов не имеет, являлись предметом исследования судом первой инстанции, правомерно признаны несостоятельными. Доказательства тому, что ООО "Лукойл- Нижневолжскнефть" непосредственно осуществляет сброс производственных сточных вод, содержащих химические и иные вещества, в водный объект - северную часть Каспийского моря от опреснительной установки ЛСП -1 и от системы охлаждения забортной воды, отсутствуют, напротив, по делу установлено, что задолго до проведения в отношении Общества плановой выездной проверки между ООО "ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефть" и ООО "Астраханский Научно- производственный коллектив "Биоценоз" заключен договор от 05.11.2013 на разработку и согласование проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, а также утверждены нормативы допустимых сбросов с прохождением требуемых согласований в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, Департаменте Росгидромета по ЮФО и СКФО, Волго-Каспийском Территориальном управлении Росрыболовства, Нижне-Волжском БВУ, Главным государственным санитарным врачом по Астраханской области.
Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения дела судом первой инстанции, им дала надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебном акте. В жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые являются основанием для отмены судебного акта.
Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, жалобу департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.